ЖКХ + СРО. Кто выиграет?
НОПРИЗ предложил проект закона по введению управляющих компаний МКД в систему строительного саморегулирования
На минувшей неделе в столичном Доме союзов прошёл круглый стол комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему: «Проблемы содержания и эксплуатации объектов капитального строительства (многоквартирных домов и зданий общественного назначения с массовым пребыванием граждан)». Ведущим мероприятия выступил председатель комитета, член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Сергей Пахомов, который, как известно нашим читателям, в последнее время выступает одним из активных лоббистов введения саморегулирования среди управляющих компаний. От Минстроя России участие в заседании принял заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько.
Как раз перспективы перевода сферы ЖКХ и эксплуатации ОКС на саморегулирование и стали главной темой обсуждения участников. Господин Пахомов, как и подобает поднаторевшему в парламентской казуистике специалисту, зашёл издалека, сославшись на то, что, мол, изыскания, проектирование, экспертиза, строительство и эксплуатация – это не отдельные процессы, а этапы жизненного цикла объекта, которые связаны между собой. Такая логика заложена и в отраслевой Стратегии – 2030, и в сложившейся экономической практике. И если все остальные этапы уже надёжно окормляются саморегулируемыми организациями и их Национальными объединениями, то в деле эксплуатации по сию пору царит непростительная вольница – из-за чего закономерно и происходит снижение качества.
Проблемы, которые развились у российских «управляшек», не входящих в стройную систему строительного саморегулирования, многочисленны и печальны. Это и отсутствие надлежащего контроля и надзора за техническим состоянием МКД, и сверхнормативная амортизация данных объектов, и сложности предъявления гарантийных требований к подрядчикам. Заодно были упомянуты проблемы распределения ответственности между собственником и лицом, осуществляющим непосредственную эксплуатацию МКД, низкая квалификация специалистов управляющих компаний, рейдерство в управлении МКД.
В общем, даже совсем далёкому от тематики вопроса человеку после заслушивания этого списка должно стать понятно, что только саморегулирование может спасти наши дома от окончательного обветшания и разрушения. Сергей Александрович призвал комплексно подойти к вопросу и привлечь к работе лучшие умы НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Нужно развивать систему саморегулирования на всём протяжении инвестиционно-строительного цикла, а также подумать о целесообразности её расширения на сферу ЖКХ и эксплуатации ОКС.
Лучше всего к заседанию подготовились представители НОПРИЗ. Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров перешёл от общих рассуждений сразу к делу и представил законопроект об усилении ответственности юридических лиц, предоставляющих населению России услуги в сфере ЖКХ. Текст документа был подготовлен экспертами НОПРИЗ по поручению министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина и председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина.
Законопроект предполагает перевод сферы жилищно-коммунального хозяйства на обязательное саморегулирование. Организации должны будут состоять в СРО и нести полную правовую и финансовую ответственность за некачественно оказанные услуги из средств компенсационных фондов возмещения вреда.
В том числе, компенсацию в пользу региональных фондов капитального ремонта в случае некачественного проведения данных работ. По словам Анвара Шамухамедовича, в предлагаемом НОПРИЗ законопроекте будут реализованы следующие принципы и новации:
Обеспечение преемственности в градостроительном регулировании: формирование обязательного саморегулирования эксплуатации объектов в рамках существующего института обязательного саморегулирования в строительстве.
Завершение формирования единой системы правового регулирования основных этапов жизненного цикла объектов капитального строительства: изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Дополнительные меры по защите интересов собственников на этапе эксплуатации (управления): компенсационные фонды и страхование, расширение работы с обращениями граждан, обеспечение непрерывности управления многоквартирными домами, гарантирующая управляющая организация.
Повышение полномочий и роли органов государственного управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления в регулировании эксплуатации объектов и МКД (регионализация СРО, участие представителей таких органов в коллективном органе управления, учёт региональных особенностей и требований).
Сохранение и развитие информационной системы ГИС ЖКХ с заменой региональных реестров лицензий управляющих на региональный реестр управляющих организаций, привлечение саморегулируемых организаций к представлению и верификации информации в указанном реестре.
Сохранение полномочий государственных жилищных инспекций с одновременным сокращением их нагрузки по работе с жалобами и обращениями, предоставление возможности внесудебного наказания нерадивых управляющих с помощью инструментов саморегулирования.
Словом, вся предлагаемая структура получилась очень похожей на то, что мы сегодня имеем в проектировании, строительстве и изысканиях. С одним исключением – управляющим компаниям не придётся снова проходить весь тернистый путь строительного саморегулирования, а можно будет воспользоваться уже существующими наработками, с учётом плюсов, минусов и хорошо изученных подводных камней.
В проекте НОПРИЗ предложена общая структура института саморегулирования в сфере эксплуатации зданий, строений и сооружений, система дифференциации взносов в компенсационные фонды СРО в зависимости от площади объекта, обновлённый алгоритм работы реестра управляющих организаций в субъекте Российской Федерации, а также полный перечень изменений, которые предлагается ввести в Градостроительный и Жилищный кодексы РФ. В общем, налицо серьёзный, продуманный документ, который можно выносить на обсуждении для всех заинтересованных сторон.
Присутствовал на встрече и президент Национального объединения строителей Антон Глушков. Однако, судя по всему, у Антона Николаевича нет задачи стать фронтменом намечающейся реформы. А потому никаких собственных наработок участникам он не представил, ограничившись общей поддержкой предложений Сергея Пахомова. В частности, глава НОСТРОЙ также высказался о том, что необходимо совершенствование законодательного регулирования и стандартизации работ и услуг в части управления многоквартирными домами.
Антон Глушков заметил, что сейчас в крупных муниципалитетах примерно 15-20% инженерных сетей находятся на балансе не у ресурсоснабжающих организаций, а у управляющих компаний, которые не имеют достаточных финансовых и технических средств для их обслуживания. В связи с этим значительно сокращается жизненный цикл многоквартирных домов, а также создаются дополнительные риски для подрядных организаций, осуществляющих работы по капитальному ремонту. И если этот вопрос своевременно не урегулировать, то надлежащая эксплуатация инженерных сетей может привести к дополнительной финансовой нагрузке, которая ляжет на жителей многоквартирных либо индивидуальных жилых домов и станет непосильной. Однако однозначно в пользу введения саморегулирования для ЖКХ Антон Николаевич не высказался.
Будут ли созданы СРО и Нацобъединение для «управляшек»? Если да – то в какие сроки? Очевидно, что власти смотрят на такой вариант вполне благосклонно, явно есть и заинтересованные лица, которые уже находятся на низком старте создания профильных СРО. Очень интересна инициатива НОПРИЗ, который вполне может обеспечить правовое и интеллектуальное обеспечение намеченной реформы. Хотя, с другой стороны, стоит вспомнить многолетние и безуспешные попытки того же Национального объединения ввести саморегулирование для негосударственной экспертизы – что в итоге было успешно торпедировано функционерами от той же экспертизы. В любом случае события развиваются интересно и коснутся каждого, кто оплачивает квитанции ЖКХ.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ