Законы-то у нас хорошие…

Своё мнение о ситуации с жильём для сирот и расселением россиян из «аварийки» высказал глава минстроевского ОССергей Степашин

Председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин высказал мнение о том, что система наделения квартирами и домами детей-сирот работает ненадёжно, признал, что не всё гладко обстоит с расселением людей из непригодного жилья, а решение жилищной проблемы для переселенцев видит в выделении квартир в социальный найм.

 

Обидчиков сирот ещё немало

В интервью нашим коллегам из «Известий» Сергей Вадимович привёл следующие цифры. На 1 января этого года в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями состояли 187.109 детей-сирот, которые достигли возраста 18-ти лет. В 2023-ем жилые помещения получили около 26.000 детей-сирот. Им выделяют квартиры и в новостройках, и во вторичном фонде – но это примерно треть всех сирот.

При этом еженедельно появляется информация в СМИ со ссылкой на правоохранительные органы о том, что в том или иной субъекте Российской Федерации сироте предоставили жилое помещение, которое оказалось непригодным для проживания. Однако некачественное жильё – не единственная больная проблема, ведь иногда его вообще не дают. Профильная комиссия Общественного совета периодически рассматривает такие случаи, в том числе с разбором конкретных адресов и персоналий.

На последнем заседании комиссии в начале мая говорили, что в Следственный комитет России поступило в 2023 году 625 сообщений о нарушении прав детей-сирот по обеспечению жильём. Из них 264 связаны с непредоставлением жилья, ещё 164 – с предоставлением некачественного жилья. Было возбуждено 26 уголовных дел, зафиксировано 59 эпизодов нарушений при вводе в эксплуатацию, 66-ти сиротам по суду заменили квартиры. Всего в суд направлено 86 уголовных дел, вынесено 30 обвинительных приговоров. Как невесело заметил господин Степашин:

Законы у нас хорошие, в них прописано, что если жильё, предоставляемое сироте, расположено во вторичном жилом фонде, то межведомственная комиссия при администрации муниципального образования его тщательно обследует на предмет соответствия санитарным и техническим требованиям. Однако такое обследование, как правило, не проводится или проводится формально.

Вот и получается, что сирота уже в процессе проживания выявляет его дефекты и вынужден самостоятельно принимать меры по признанию жилого помещения непригодным для проживания. На практике реализация всех норм, которые предусмотрены в хороших законах, становится возможной только в том случае, если за дело берутся грамотные юристы. Это могут быть неравнодушные к проблемам сирот сотрудники прокуратуры, следственного комитета или представители общественных организаций. Ходить по инстанциям и вести войну за свои права успешно получается далеко не у всех. Поэтому многие сироты, получив жильё с дефектами и фактически непригодное для проживания, не могут доказать его непригодность и живут в ужасных условиях.

 

Растёт «аварийка» год от года

Более широкая тема, которая также находится в сфере интересов минстроевского Общественного совета – это расселение людей из аварийного и ветхого жилья. Расселение «аварийки» в нашей стране было инициировано ещё в 2007 году Президентом России Владимиром Путиным. По его поручению 240.000.000.000 рублей федерального бюджета, полученных в результате банкротства ЮКОСа, было направлено, в том числе, на решение задач расселения граждан из непригодного жилья. До настоящего времени не было ни одного года, чтобы останавливалась реализация региональных программ. На сегодня расселено 1.745.000 граждан из почти 28.000.000 квадратных метров аварийного жилья.

Однако и здесь не всё обстоит гладко. Программа напоминает бег по эскалатору, который везёт в другую сторону. Жильё ветшает быстро, быстрее, чем власти успевают строить и выдавать новые «квадраты». За последние годы ежегодно признаётся аварийным около 2.000.000 квадратных метров жилья. С учётом ранее накопленного необходимо ежегодно расселять людей с площади порядка 3.000.000 «квадратов».

Это решаемая задача. Такой уровень расселения достигался и в 2014-ом, и в 2022-ом, и в 2023-ем годах. И многое в этой работе зависит от регионов. Местным властями и Минстрою России необходимо в плановом порядке проработать на ближайшие годы источники финансирования за счёт федерального, регионального, местного бюджетов, внебюджетных источников. Необходимо не только поспевать за ежегодным прибытием «аварийки», очень важно снизить темпы ветшания многоквартирных домов.

 

Перспективы социального найма

В 2024 году завершается реализация федерального проекта по ликвидации аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года. Многие регионы уже выполнили эти программы, начинается ликвидация непригодного жилья, признанного таковым в период с 2017-го по 2022-й годы. В соответствии с поручением Президента, сейчас прорабатываются новые правила переселения граждан из аварийного жилья, а также продление программы до 2030-го.

Регионам, которые хорошо работают по «аварийке», нужны стимулы. Было принято решение, что с 2025-го регионы, завершившие расселение из аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, смогут получить финансовую поддержку из федерального бюджета на дальнейшую реализацию программы.

Стоит отметить, что власти всё чаще говорят о развитии рынка арендного жилья. Видимо, под словами «решить жилищную проблему» уже скоро будет подразумеваться либо выделение квартир в социальный найм, либо инвестиции в арендный бизнес. Так что уже скоро семьям, которые попадут под реновацию или расселение из аварийного жилья никто не будет предоставлять другую жилплощадь в собственность. Вместо этого их ждёт переселение по социальному найму, возможно, с предоставлением какой-либо материальной компенсации.

Вот и Сергей Степашин также отметил, что нужно постепенно наращивать объёмы строительства и предоставления наёмного жилья социального использования. Такое жильё можно использовать повторно для расселения людей из аварийного жилья. С учётом того, что плата за наём обеспечивает возвратность средств, в качестве источника финансирования строительства наёмного жилья предлагается использовать займы специализированным организациям – региональным операторам за счёт средств Фонда национального благосостояния.

Кому-то такая схема домовладения напомнит СССР, где по правилам социального найма жило подавляющее большинство граждан (некоторым исключением были счастливые обладатели квартир в кооперативных домах). А кто-то может сравнить ситуацию с западным рынком недвижимости, где доля жилья в собственности очень мала и с каждым годом снижается.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник