В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

Селекторное совещание с руководителями строительных саморегулируемых организаций (СРО) состоялось 5 августа 2025 года в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) под председательством президента НОСТРОЙ Антона Глушкова. Участие очно и в формате видео-конференц-связи приняли вице-президенты НОСТРОЙ Александр Ишин
и Антон Мороз, руководитель аппарата НОСТРОЙ Сергей Кононыхин, координаторы нацобъединения по всем федеральным округам Российской Федерации, а также более 250 участников СРО.

Повестка обсуждения была сформирована по итогам селекторного совещания с координаторами Национального объединения, которое состоялось 30 июля. Целью встречи стало разъяснение работы нового Федерального закона № 309-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», подписанного 31 июля 2025 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, а также обсуждение вопроса разработки Правил саморегулирования, необходимых к принятию согласно изменениям, внесенным в ГрК РФ.

Новеллы 309-ФЗ

Открывая совещание, президент НОСТРОЙ Антон Глушков прежде всего настоятельно рекомендовал всем руководителям и юристам СРО внимательно ознакомиться с нормами, которые вводит новый Закон в деятельность саморегулируемых организаций. Он отметил, что Закон о совершенствовании саморегулирования направлен на реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.

В своем выступлении Антон Глушков остановился на основных новеллах № 309-ФЗ (ознакомиться с ними подробнее можно в презентации) и прежде всего на введении правил саморегулирования. Он пояснил, что именуемые ранее стандартами (переименование обусловлено тем, что стандарты регламентируются Законом о стандартизации) правила будут обязательными для исполнения всеми саморегулируемыми организациями и, соответственно, их членами.

В части знаковых обязательных требований, которые должны будут с 1 марта 2026 года исполнять члены СРО, – введение обязанности члена СРО уведомлять свою саморегулируемую организацию о заключении им строительных договоров, а также о фактическом размере обязательств, и, кроме того, о предъявлении к нему судебного иска о взыскании причиненного вреда и (или) ущерба, возмещение которых предусмотрено статьями 60 и 60.1 ГрК РФ.

«Это изменение введено благодаря нашей инициативе по причине того, что СРО о многих судебных спорах узнает только тогда, когда уже наступает ее субсидиарная ответственность по этим договорам. Поэтому, чтобы СРО имела возможность подключаться к судебным спорам ранее и защищать как члена, так и, безусловно, средства компенсационного фонда, появилась такая норма», – разъяснил Антон Глушков.

Глава НОСТРОЙ подчеркнул, что новый Закон существенно расширяет права национальных объединений. В частности, вводится право соответствующих национальных объединений устанавливать в правилах саморегулирования требования к наличию у членов СРО по месту основной работы специалистов иных профессий, сведения о которых не включены в НРС, а также к их численности. Устанавливается право специалиста НРС уведомить соответствующее нацобъединение о расторжении с ним трудового договора.

Отдельно Антон Глушков отметил, что в целях повышения эффективности контроля СРО за деятельностью своих членов правила саморегулирования, утверждаемые национальными объединениями, станут основой для разработки стандартов СРО и внутренних документов СРО.

«Перед нами стоит важная задача создания правил саморегулирования, которые будут разрабатываться в тесной координации с Минстроем России и Минэкономразвития России. У нас накопилось достаточно опыта и возможностей, поэтому призываю всех к активной работе», – сказал Антон Глушков.

Правила саморегулирования

Подробно о формировании новых правил саморегулирования рассказал председатель Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ Максим Федорченко. Он подчеркнул, что разработка новых правил саморегулирования – ключевая задача на ближайшее время. НКК ведет свою деятельность в тесном контакте с департаментами НОСТРОЙ и наработала значительный опыт анализа законодательства и судебной практики, а также методической работы с СРО, в том числе в части разработки унифицированных документов.

Для активного участия в процессе разработки новых правил саморегулирования Научно-консультативная комиссия создает Рабочую группу под руководством Натальи Дубининой.

«Нам предстоит большая совместная работа. Необходимо отобрать лучшие практики саморегулируемых организаций и проанализировать, что у нас уже наработано, какие имеются проблемы. И, соответственно, на этой почве уже формировать предложения для НОСТРОЙ», – обратился к участникам совещания Максим Федорченко.

Он отметил, что работа с принятым законом начинается с этапа формирования проекта приказа Минстроя, который установит перечень правил саморегулирования. В такой перечень должны войти несколько групп правил. Одна из них касается положения о членстве СРО в соответствии с ГрК РФ. Оно должно включать дополнительные дифференцированные требования к членам.

Кроме того, отдельное внимание следует уделить установлению требований не только по количеству специалистов НРС, но специалистов иных профессий, сведения о которых не включаются в НРС. Однако, подчеркнул председатель НКК, подход к таким требованиям должен быть продуманным и учитывать существенный дефицит кадров на рынке. Кроме того, стоит предусмотреть возможность привлечения специалистов с военными профессиями, включая участников СВО.

Еще одно направление правил, обозначил Максим Федорченко, – это документы, указанные в 315-ФЗ (меры дисциплинарного воздействия, правила информационной открытости, правила деловой этики, устранения конфликта интересов, правила контроля и так далее).

И, наконец, документы, которые дают возможность оценивать работу СРО, в том числе на соответствие этой работы действующему законодательству (документы о сайте СРО, о ведении реестра, о предоставлении сведений из него).

Отдельно предстоит рассмотреть вопрос об усилении ответственности специалистов Национального реестра специалистов.

Как отметил Максим Федорченко, новые правила должны быть четко сформулированы, отражать реальную позитивную практику саморегулирования и отвечать на сложные/спорные вопросы в деятельности СРО, которые уже были выявлены к текущему этапу. В конечном итоге, подчеркнул председатель НКК, НОСТРОЙ вместе с саморегулируемыми организациями должны создать сбалансированные правила, основанные на лучших практиках СРО, в том числе тех, где требования к членам саморегулируемых организаций выше минимальных по ГрК РФ.

«Реформа направлена на устранение ключевых проблем отрасли: низкой эффективности отбора профессиональных участников рынка; низкого уровня требований СРО к своим членам во внутренних документах, что позволяет допускать на рынок некомпетентных подрядчиков и приводит к срывам сроков и низкому качеству строительства, а также на защиту компенсационных фондов от необоснованных выплат», – резюмировал Максим Федорченко, напомнив, что вся работа должна быть завершена до 1 марта 2026 года.

О сметной прибыли строительных компаний

Заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов
кратко напомнил об инициативах нацобъединения по введению процедуры контроля начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и соблюдения порядка перевода сметной стоимости строительства в текущий уровень цен. Одним из направлений этой работы стал запуск цифрового инструмента контроля контрактных обязательств. Специализированное программное обеспечение доступно в личных кабинетах СРО и их членов на платформе НОСТРОЙ. Павел Малахов сообщил, что совместно с Комитетом НОСТРОЙ по цифровизации запланированы демонстрационные сессии по федеральным округам для детального изучения пользования сервисом, который позволит СРО и подрядчикам выявлять контракты с критическим «сметным разрывом» – несоответствием между заложенной стоимостью и реальными расходами.

Кроме того, Павел Малахов напомнил, что в апреле 2025 года курирующий вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил план мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Одним из пунктов «дорожной карты» являются предложения по установлению возможности расчета сметной прибыли от прямых затрат (за исключением стоимости строительных материалов) по видам работ.

Спикер сообщил о существующих подходах в этом вопросе и необходимости проведения сбора данных по фактическим затратам компаний, для чего была сделана выборка реализованных контрактов за последние три года со стоимостью свыше 100 млн руб.

Обширное исследование призвано подкрепить необходимость внесения коррективок в методику о сметной прибыли.

«Мы должны продемонстрировать, как формируются затраты и сметная прибыль подрядной компании на разных видах строительства (социальном, жилищном, инфраструктурном). Сегодня мы с Минстроем России и рядом исследовательских учреждений обсуждаем возможную новую методологию расчета строительных затрат. Итоговая цель реформы – разработать методику, которая позволила бы строительным компаниям получать справедливую прибыль, позволяющую подрядчикам не только выживать, но и реинвестировать ее в технику, обновлять парк и развиваться», – подчеркнул Павел Малахов, призвав всех участников совещания максимально подключиться к заполнению анкет о затратах стройкомпаний, которые НОСТРОЙ собирает до 20 августа.

Документы

2025_08_05_Глушков А.Н. Селектор по ГрК

399,1 кб

Фотогалерея

21
фото —

1/21
фото —

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

В НОСТРОЙ обсудили шаги по реализации изменений в Градкодексе РФ, касающихся деятельности СРО

Источник