Стало известно, как технически воссоздать Успенскую церковь на Сенной площади
Специалисты рассказали, как технически удастся воссоздать Успенскую церковь на Сенной площади, на фундаменты которой частично заходит павильон станции метро. Разбирать эскалаторный тоннель не понадобится, утверждают они.
Успенская церковь, или Спас на Сенной, была построена в 1762 году, затем расширялась. Последняя перестройка прошла в 1871-м по проекту епархиального архитектора Григория Карпова. В 1938-м храм закрыли, а в 1961-м взорвали. Затем здесь была построена станция метро «Площадь Мира» (ныне «Сенная площадь»).
Павильон станции частично заходит на фундаменты храма. В 2011 году тогдашний главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев говорил «Канонеру», что для воссоздания церкви необходима «глубокая реконструкция этой станции», которая предполагает понижение эскалаторного тоннеля на два-три тюбинга.
Проработку вопроса провело ОАО «Ленметрогипротранс». Как рассказал сегодня «Канонеру» главный архитектор института Дмитрий Бойцов, разборка тоннеля — вещь крайне дорогостоящая. По его словам, поскольку тоннель строится сверху вниз, в состав павильона станции входит бетонная конструкция, к которой под давлением примыкают тюбинги. Чтобы эту бетонную «подушку» разобрать и не потерять стабильное состояние тоннеля, потребуется «заморозить полквартала», то есть провести заморозку грунта вокруг, дабы не деформировалась примыкающая застройка.
Однако разборка тоннеля и не нужна. Потребуется лишь опустить павильон с нынешнего уровня 1,2 метра на уровень земли. Дело в том, что старые нормы требовали организовывать вход в метро выше уровня земли, чтобы предотвратить затопление подземки в случае наводнения. После строительства дамбы в Финском заливе эти нормы отменили. Проработка показала: в случае понижения павильона «Сенной площади» воссоздать храм вполне реально, поскольку стена павильона отодвинется на необходимые три метра от стены храма. Единственное — необходимо сохранить техническое подземное помещение метрополитена под фундаментом южного портика храма.
В свою очередь представитель Петербургского метрополитена уточнил, что в 2026–2027 годах запланировано провести капитальный ремонт «Сенной площади». Там, в частности, полностью заменят эскалаторы. А вот реконструкция павильона в планы властей пока не входит.
Между тем приход Спаса на Сенной поделился двумя вариантами воссоздания — полным и поэтапным. Второй вариант предусматривает, что на первом этапе возведут примерно половину здания храма вместе с колокольней, поскольку пятно под ним свободно, а только затем — алтарную часть на месте павильона метро. Против этого выступает КГИОП и лично его председатель Сергей Макаров: такое отношение к воссозданию может поднять волну создания в городе частичных копий.
В работу по восстановлению Спаса на Сенной недавно включился Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, заявила сегодня член попечительского совета фонда Анна Хмелева. Этот фонд уже участвовал в подобных проектах: в 2020 году при его поддержке вернули исторической облик киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной, завершается воссоздание Скорбященской церкви на проспекте Обуховской Обороны, сейчас идет работа над проектом Борисоглебской церкви на Синопской набережной. По словам Анны Хмелевой, фонд готов собрать попечительский совет и участвовать в переговорах с городом.
Вариант поэтапного воссоздания:
Наложение храма на павильон станции «Сенная площадь»: