Снимая культурные барьеры

Перечень объектов, требующих обязательного проведения археологической разведки и государственной историко-культурной экспертизы в России, значительно сузилсяСнимая культурные барьеры

Обращаться с объектами культурного наследия (ОКН), действительно, станет проще. Такой новостью порадовал строительные компании заместитель руководителя аппарата мэра и Правительства Москвы Дмитрий Аратский. Столичные власти предложили ввести изменения в процедуру определения таковых объектов и их сохранения.

На расширенном совместном заседании комиссии по сохранению памятников истории и культуры народов Российской Федерации и комиссии в сфере градостроительной деятельности и комплексного развития территорий Общественного совета при Минстрое России господин Аратский заявил:

Первый законопроект направлен на снятие административных барьеров в хозяйственной деятельности и развитии территорий, которые созданы законодательством в области охраны культурного наследия, неизменным практически в течение многих лет.

Дмитрий Борисович отметил, что необходимо стремиться к прозрачности и упрощению процедуры выявления ОКН. Например, историко-культурная экспертиза должна проводиться на этапе выявления таких объектов. Это должно было бы быть применительно и к объектам археологического наследия. Однако в законодательстве есть два конфликтных положения: историко-культурная экспертиза предусмотрена федеральным законом и отнесена к полномочиям органов власти, одновременно указывается, что такая экспертиза проводится путём археологической разведки.

Такие решения о включении этих объектов в перечень выявленных принимаются по результатам определения их историко-культурной ценности в рамках экспертизы региональными органами либо подведомственными организациями.

Кроме того, сама археологическая разведка требует регулирования, так как в некоторых случаях она проводится в обязательном порядке. В частности, для хозяйствующих субъектов это обязательность, а для держателей открытых листов – нет. Их отношения сегодня регулируются исключительно гражданским законодательством. В связи с этим столичный чиновник считает необходимым предусмотреть, что на федеральном уровне устанавливается порядок заключения и исполнения договоров на археологическую разведку за счёт средств хозяйствующих субъектов.

По мнению господина Аратского, на этом рынке сложилась монополия. Ранее практически всегда предварительно требовалось проводить археологическую разведку: на это в стране 3,5 тысячи держателей открытых листов.

Представитель мэрии Москвы привёл такие данные:

Когда мы посмотрели вместе с Минстроем, Минкультом и Росстатом статистику в разрезе регионов, диспропорция между количеством держателей открытых листов и количеством территорий, на которых нужно проводить разведку по регионам, достигает почти 3 тысяч раз. Это количество не меняется в течение многих лет. Мы видим проблему ещё и в том, что сегодня процедура выдачи открытых листов излишне бюрократизирована.

В качестве альтернативы столичные чиновники предлагают выдавать открытый лист на пять лет в рамках перехода на реестровую модель. Также, по их мнению, субъектам Федерации надо передать право принимать решения о необходимости проведения археологического зонирования.

Тем временем Минстрой пытается решать все вопросы в своём излюбленном стиле, создавая новые реестры. На сей раз – цифровую платформу объектов культурного наследия. Предполагается, что в реестре будет размещено свыше одной тысячи объектов. Кроме того, будет возможность пополнять инвестиционный каталог. Также ресурс позволит обеспечить публичность и прозрачность вовлечения ОКН в хозяйственный оборот.

Ранее мы уже рассказывали о шагах по упрощению работы с архитектурными и историческими памятниками. Так, в феврале сего года вступил в силу новый порядок проведения археологических работ перед строительством, который призван упростить и ускорить возведение зданий.

Новое постановление Минстроя существенно сузило перечень объектов, требующих обязательного проведения археологической разведки и государственной историко-культурной экспертизы. Например, в населённых пунктах, в том числе в городах федерального значения, теперь не потребуется проводить разведку при заглублении в грунт менее, чем на полметра или на глубину, не превышающую мощность техногенных грунтов. Экспертиза не понадобится на землях для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства. Освобождаются от археологической разведки земли для сельхозпроизводства и охотничьего хозяйства.

Более того, историко-культурная экспертиза в определённых случаях станет необязательной. И потребуется если в месте строительства будут обнаружены подтверждения возможного нахождения здесь объектов культурного наследия. Такие решения принимают для того, чтобы «оптимизировать расходы на инвестиционную деятельность» с учётом оценки реальных рисков повреждения археологических объектов.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник