Сенаторы взялись таки за 44-ФЗ

Новый законопроект предусматривает ряд серьёзных послаблений для участников государственных и муниципальных закупокСенаторы взялись таки за 44-ФЗ

В Государственную Думу поступил проект Федерального закона № 667365-8 с длинным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Авторами документа выступила группа российских членов Совета Федерации, или как они требуют себя величать – сенаторов. Среди норм, которые предлагается в законопроекте – разрешение для заказчиков проводить малые закупки, не боясь санкций за дробление. Кроме этого, при закупках с неизвестным объёмом в извещении предлагается не указывать срок и цену для отдельных этапов контракта. Также участникам разрешат не представлять документы о соответствии единым требованиям, если они есть в общедоступных госреестрах. Полностью с документом можно ознакомиться на официальном сайте.

Как отмечается в пояснительной записке, в целях упрощения закупочной деятельности заказчиков и устранения противоречивой правоприменительной практики проектируются положения, допускающие осуществление нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг в пределах, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерльного закона № 44-ФЗ ограничений сумм закупок и годовых объёмов закупок.

Авторы указывают, что 44-ФЗ не содержит запрета на «дробление закупок», который ранее был предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 2005 году 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при этом содержит предельные размеры, в рамках которых заказчик вправе осуществить закупки необходимых товаров, работ, услуг, в том числе несколько соответствующих закупок.

Уведомление контрольного органа в сфере закупок об осуществлении закупок в случаях, предусмотренных пунктами 6, 61, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 всё того же 44-ФЗ, предлагается упростить и автоматизировать, предусмотрев направление такого уведомления в контрольный орган в сфере закупок с использованием ЕИС автоматически после размещения соответствующего контракта в реестре контрактов, заключённых заказчиками.

Также предлагается уточнить порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в ЕИС, который применяется в случае, если на участие в конкурентной закупке заявки отсутствуют, а также в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 93 указанного 44-ФЗ.

Так, согласно пункту 3 части 5 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, контракт в указанных случаях заключается в порядке, установленном для заключения контракта с победителем конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако указанный порядок не в полной мере применим к рассматриваемым закупкам, в том числе, поскольку заключение контракта в вышеуказанных случаях не является обязательным для участника закупки, а общее ограничение, касающееся направления одного протокола разногласий, может быть недостаточным.

Например, если по результатам одного направления протокола разногласий условия контракта по-прежнему будут правомерно требовать коррекции, то возникнет риск невозможности заключения контракта, поскольку заказчику потребуется начать новую закупку с актуализацией плана-графика в связи с невозможностью инициировать очередной протокол разногласий.

При этом для прекращения обмена документами в рассматриваемых случаях заключения контрактов также проектируется возможность участника закупки и заказчика сформировать отказ от заключения контракта.

Кроме того, законопроектом предлагается расширить право заказчиков заключать контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с использованием ЕИС. В частности, предлагается распространить соответствующее право, предусмотренное частью 14 статьи 93 упомянутого 44-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2025 года, на все случаи закупок, предусмотренные частью 1 всё той же статьи 93.

Среди других норм, которые предложены в законопроекте можно отметить так называемую «универсальную предквалификацию». Под этим подразумевается учёт успешного опыта участия в одном совместном конкурсе или аукционе, по результатам которого заключено и исполнено несколько контрактов на поставку одинакового товара, выполнение одинаковой работы, оказание одинаковой услуги.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник