НОСТРОЙ: новый подход к техническому учету жилфонда позволит создать объективную систему приоритизации
Формирование системы технического учета жилищного фонда и практика реализации в российских регионах законодательных новаций стали ключевыми темами совещания, которое провел заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский. Участником дискуссии стал вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Аркадий Чернецкий.
Александр Высокинский напомнил, что в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства подчеркнуто, что в настоящее время в стране отсутствует система технического учёта жилищного фонда.
«Перед органами публичной власти поставлена задача возобновления полноценного функционирования государственного института технического учёта жилищного фонда. Особенно остро проблема актуальности данных о техническом состоянии объектов жилищного фонда возникает при реализации национальных и федеральных проектов в области жилья и жилищно-коммунального хозяйства», – пояснил он.
Сенатор отметил, что достоверные технические данные необходимы для эффективного планирования и реализации проектов строительства, капитального ремонта, расселения аварийного жилья и благоустройства. Он также сообщил, что на федеральном уровне принят ряд законодательных решений, а 61 регион уже обеспечил принятие нормативной базы, 12 регионов начали применять инструмент обследования технического состояния многоквартирных домов. Александр Высокинский подчеркнул, что работа по формированию системы технического учета ведется активно на всех уровнях власти, и техническое обследование является важным инструментом для качественного планирования капитального ремонта.
Вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий выступил с предложением усовершенствовать систему определения приоритетов при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. По его мнению, новый Федеральный закон № 561, вводящий критерий технического состояния зданий, является важным шагом вперед, но требует конкретизации.
Аркадий Чернецкий напомнил, что еще в 2013 году эксперты указывали на недостаточность единственного критерия – возраста дома – для долгосрочного планирования ремонтов. Спустя десять лет, по его словам, «пришло время вносить уточнения».
Вице-президент НОСТРОЙ положительно оценил новый закон, который добавляет к возрасту здания критерий его технического состояния. Однако, подчеркнул спикер, сам термин «техническое обследование» нуждается в четком наполнении. Он предложил рассматривать комплекс дополнительных параметров для объективной расстановки приоритетов. Среди них – уровень физического износа конструкций, результаты инструментальных обследований, наличие аварийных участков, нагрузка на инженерные сети и социальная значимость здания.
В качестве положительного примера Аркадий Чернецкий привел практику Москвы, где уже сегодня при формировании программ капремонта ориентируются на техническое состояние домов и анализируют системные неполадки.
«В этом смысле нам хороший пример показывает столица нашей Родины. Отмечу, что в Москве активно налажена работа с обращениями граждан, а также учитываются так называемые системные неполадки – не просто единичные жалобы, а комплекс проблем, характерных для каждого конкретного дома», – подчеркнул вице-президент НОСТРОЙ.
Отдельно Аркадий Чернецкий остановился на вопросах, связанных с реализацией принятого в июне этого года Федерального закона № 180, который устанавливает форму и порядок формирования электронного паспорта многоквартирного дома и реализацию госполитики в сфере ЖКХ, закрепляя, что электронный паспорт дома и информация о результатах его технического обследования должны размещаться в ГИС ЖКХ.
«Здесь встает вопрос о срочной необходимости утверждения на федеральном и региональном уровне соответствующего порядка технического учета жилищного фонда, инвентаризации, паспортизации, а также форм и порядка формирования этого электронного паспорта», – отметил Аркадий Чернецкий.
Он согласился с высказанным в ходе заседания тезисом, что сегодня существует большой массив информации, которую нет смысла дублировать, и эти вопросы необходимо четко разграничивать.
«Как верно отметил Александр Геннадьевич [Высокинский], нужна предельная простота, но при этом максимальная конкретность. Я бы добавил: чтобы мы не «плавали» в общих фразах о техническом обследовании, а четко понимали, что именно мы обследуем и какие параметры должны выявить для определения того или иного приоритета», – пояснил спикер.
При этом он предупредил о новых возможных рисках – с введением обязательных технических обследований может возникнуть «серьезный коррупциогенный фактор» в виде «потребительского экстремизма», когда появятся группы юристов, которые готовы оспаривать любые заключения о состоянии домов. С такой ситуацией, напомнил спикер, уже столкнулись при строительстве. В подтверждение своих опасений он привел конкретные данные на примере Свердловской области: в 2024 году технических обследований МКД практически не проводилось, и бюджет на это не выделялся, а за 10 месяцев 2025 года за счет средств жильцов проведено обследование 60 домов, и все 60 обследований показали наличие проблем, требующих безотлагательного решения вопросов с ремонтом.
В заключение Аркадий Чернецкий
поддержал идею о том, что основные методики должны формироваться на федеральном уровне, чтобы избежать разночтений в регионах, а итоговый баланс между федеральными и региональными усилиями должен быть найден в ходе межведомственных обсуждений.
В ходе совещания было отмечено, что Минстроем России разработаны и размещены на федеральном портале для обсуждения проекты приказов, которыми будут предусмотрены: форма электронного паспорта многоквартирного дома и жилого дома, порядок их формирования и состав включаемой информации, порядок предоставления информации об объекте государственного учета жилищного фонда, содержащейся в электронном паспорте многоквартирного дома и электронном паспорте жилого дома.
В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Минстроя России, Минфина России, Росреестра, Фонда развития территорий, АО «Оператор информационной системы», представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Фотогалерея
7
фото —
1/7
фото —
© Фото: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
© Фото: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

© Фото: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

© Фото: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

© Фото: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

© Фото: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

© Фото: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
