На намыве начали строить новые дома, но вопрос с улицами так и не решился
На намыве у Васильевского острова начинается строительство новых жилых домов. Между тем проблема отсутствия улицы и инженерной инфраструктуры окончательно не решена. Смольный намекнул застройщикам, что сети им придется проводить самостоятельно.
Территорию к западу от Васильевского острова намывает ЗАО «Терра Нова» на основании договора аренды, заключенного с городом в 2006 году, и инвестсоглашения-2007. Фирма не застраивает землю самостоятельно, а перепродает другим инвесторам. Жилая застройка идет с 2012 года. Первые дома были сданы в сентябре 2016 года (ввести их раньше мешало отсутствие инженерных коммуникаций). Это шесть 19-этажных корпусов жилого комплекса вдоль улицы Вадима Шефнера. Возвел их холдинг Seven Suns Development.
К заселению долго не могли приступить из-за отсутствия полноценной подъездной дороги. Намыв оторван от остальной части Василеостровского района траншеей, по дну которой проложен Западный скоростной диаметр. Через ЗСД предусмотрены несколько путепроводов (в числе которых один на площади Балтфлота и два на площади Европы), но проезд до недавнего времени был возможен только по самому отдаленному от новостроек — в створе ведущей в порт Мичманской улицы.
Проблема подъездных дорог также актуальна для нескольких жилых домов в южной части намыва. Их задумал взвести холдинг «Лидер групп». Первым строился дом на бульваре Александра Грина у площади Европы. Сроки работ по этой многоэтажке неоднократно переносились из-за инженерных коммуникаций. Сейчас ввести дом обещают к октябрю.
В марте намыв посетил вице-губернатор Игорь Албин, и оба застройщика попали под его горячую руку. «Первое, что меня смущает, — вы уже готовитесь к получению заключения о соответствии объекта, а квартальных дорог нет вообще. То, что я сегодня увидел, называется „технологический проезд“. Какой может быть ввод объекта?» — вопрошал вице-губернатор. Вскоре после того открыли временный проезд через путепровод в северной части площади Европы — асфальт спешно уложил сам Seven Suns Development. Полноценную дорогу, соответствующую нормативам, обещают построить к 2021 году. Для нее необходимо, в частности, переложить газопровод.
В конце июня в городском комитете по строительству заявили: «„Терра Нова“ не имеет законных оснований для строительства на прибрежной территории западной части Васильевского острова». Более того, «ведение строительных работ на прибрежной территории западной части Васильевского острова Санкт-Петербурга невозможно в связи с нарушением инвестором сроков реализации проекта, нестабилизированности указанной территории, а также отсутствием условий для подключения возводимых объектов к сетям инженерной и транспортной инфраструктур».
По данным чиновников, в августе 2016 года «Терра Нова» обратилась в комитет имущественных отношений, чтобы тот выкупил восемь участков в северной части намыва. При этом еще не завершено освоение южного участка: там все должно быть готово в июне 2019-го, но площадь намыва в последние годы не увеличивается.
Для нужд новоселов в перспективе на намыве должны построить более десятка улиц, в том числе главную магистраль — проспект Крузенштерна. Но пока у города денег на них нет.
Кроме того, в Смольном недовольны тем, что застройка территории не является комплексной. «Застройка осуществляется не по единому календарному графику по всей территории комплексного освоения, а на отдельных участках по мере готовности и коммерческой заинтересованности различных юридических лиц», — отметили чиновники.
Действительно, помимо комплексом от Seven Sans и «Лидер групп», на намыве анонсирован еще только один проект жилищного строительства: Glorax Group собирается строить многоэтажки вдоль порта. На площадку планировали выйти к концу 2016 года. Но, по данным Glorax, активные работы на площадке разворачиваются только сейчас. В холдинге не стали комментировать заявления властей по поводу законности застройки намыва.
Среди владельцев земли на намыве также ООО «Десна Капитал» (АО «Ренейссанс констракшн») и АО «Банк „Санкт-Петербург“».
В Seven Suns Development «Канонеру» заявили: работающим на намыве строительным компаниям замечаний не предъявлялось. Сооружение новых объектов ведется по закону, что подтвердила служба строительного надзора, и оно будет завершено в срок. В частности, сейчас возводятся еще четыре жилых корпуса. Первые из них должны сдать нынешней осенью.
«Во всей этой намывной истории обе стороны — и город, и инвестор — нарушают взятые на себя обязательства. Поэтому справедливо говорить об обоюдной ответственности», — сказала в комментарии «Канонеру» директор по развитию группы компаний «Л1» Надежда Калашникова. Но пострадают, как обычно, третьи лица — добросовестные приобретатели.
По инвестдоговору выделить деньги на строительство дорог и социальной инфраструктуры должны сами власти. Но, разумеется, Смольный хотел бы переложить эти затраты на плечи девелоперов. К сожалению нашей собеседницы, застройщики уже привыкли к такому развитию событий.
«Понятно, что и вся инженерная инфраструктура будет и частично уже построена преимущественно за счет строителей. И совершенно очевидно, что намыву быть, — уже слишком много в него вложено», — считает Надежда Калашникова.
Руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group Александр Кириятских считает, что фактически компания «Терра Нова» выполняет свои обязательства, связанные с подготовкой территории: по договору с городом, ей надлежит намывать землю и продавать ее другим девелоперам.
«Вероятно, у компании сложились недопонимания с городским комитетом по строительству, хотя серьезные нарушения со стороны девелопера отсутствуют… В строительство данного проекта уже вложены серьезные средства, в том числе средства дольщиков. Вряд ли власти города собираются полностью запретить строительство», — сказал господин Кириятских. Текущая застройка будет продолжена. Но можно предположить, что будет приостановлено дальнейшее освоение территории.
«Работы по намыву и стабилизации территории должны быть закончены к началу июня 2019 года, но сведения об объеме их выполнения остаются без изменений вот уже несколько лет. Это говорит о том, что девелопер вряд ли уложится в назначенный срок», — рассуждает владелец ЗАО «Северо-Западная строительная корпорация» Михаил Голубев.
Если нарушенные девелопером сроки и параметры застройки обозначены в соглашении между Петербургом и ЗАО «Терра Нова», то претензии комитета по строительству Смольного обоснованы и договор может быть расторгнут. Но не факт, что это нужно делать.
«С момента подписания соглашения с инвестором на реализацию стратегического инвестпроекта прошло уже больше десяти лет, и программа в ее нынешнем виде фактически устарела с учетом политических, экономических и градостроительных изменений. Администрация и бизнес должны найти общий язык: необходимо сделать реконцепцию проекта в новой парадигме градостроительного развития Петербурга, учитывая интересы всех стейкхолдеров», — полагает Михаил Голубев.