«Матрёшечный схематоз» пока не прошёл
Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства не поддержал законопроект Минюста России о так называемых компаниях-«матрёшках»
Проект закона был разработан летом 2023 года. Этим странным термином называется известная схема, с помощью которой бизнесмены запутывают налоговиков и прочие государственные службы. При этом создаются цепочки владения, когда компания А владеет компанией Б, компания Б компанией В, а компания В компанией А. В итоге концов найти невозможно, а фактический хозяин всегда может вывести денежки и выйти сухим из воды.
Структуры могут быть либо простыми из двух-трёх посредников, либо имеющими головоломную сложность, вроде пресловутого «Сургутнефтегаза» с его владельческими кольцами в России и на Кипре. Схема была очень популярна в годы становления бизнеса в стране, позволяя материнской компании очиститься от долгов путём их перевода на фиктивную компанию-«матрёшку». Создание таких компаний было запрещено в 1995-ом. Но в прошлом году Министерство юстиции РФ решило, что раз уж создавать для бизнеса среду максимального благоприятствования, то нужно идти до конца! И предложило снова разрешить «матрёшечникам» химичить и дурачить контрольные органы.
В качестве аргументов главное юридическое ведомство страны использовало довольно-таки невразумительные доводы о том, что мол «такое структурирование позволит удобно разделить виды деятельности и распределить сферы ответственности менеджмента». Минюст полагает, что угроза вывода долгов материнской компании в подобные «матрёшки» сейчас отсутствует, поскольку наличие открытого Единого государственного реестра юридических лиц позволяет установить бенефициара любого бизнеса вне зависимости от структуры его регистрации.
В законопроекте был предложен ряд особенностей, которые будет необходимо соблюсти при таком способе регистрации своего предприятия. Самая большая «матрёшка» в системе должна будет нести субсидиарную ответственность по долгам дочерних предприятий, в управлении компанией не могут участвовать иностранные лица, а руководителями компаний в одной «матрёшке» должны быть разные люди.
Впрочем, чьи бы интересы ни лоббировали авторы законопроекта, но первая попытка снова легализовать «матрёшечников» не удалась. На пути законопроекта встал президентский совет по кодификации подверг критике предложенный Минюстом законопроект. Правда, завернули документ по каким-то довольно странным аргументам. По мнению экспертов, солидарное привлечение по субсидиарной ответственности при отсутствии признаков нарушения закона является нарушением основополагающих принципов корпоративного права.
Запрет иностранцев на участие в руководящей деятельности компаний-«матрёшек» был назван прямой дискриминацией. Не согласились эксперты и с предложенной нормой о том, что один и тот же человек не сможет занимать должность директора в нескольких компаниях одной «матрёшки». Получается, что если разрешить участвовать во всех этих манипуляция иностранцам, да ещё и дать больше полномочий бенефициарам, то всё хорошо, и «матрёшкам» дадут зелёный свет?
Что же, посмотрим, как события будут развиваться дальше. Пока вся эта история выглядит очень странно. Одной рукой государство закручивает гайки ИП и самозанятым, выжимая каждый рубль для пополнения дефицитного бюджета. Другой – вводит для крупного бизнеса сомнительные «схематозы» родом из 90-х, которые нужны исключительно для обналички доходов, да ухода от ответственности.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ