Лифт не должен быть дешёвым?

Общественный совет при Минстрое России предложил установить минимальную стоимость договоров на обслуживание и текущий ремонт подъёмников в многоэтажкахЛифт не должен быть дешёвым?

Сейчас никаких ограничений в этом плане нет, поэтому управляющие компании могут заключать договоры с тем подрядчиком, который предложит минимальную цену. Предложение было высказано на недавнем заседании рабочей группы по замене, модернизации и техническому обслуживанию лифтов комиссии по вопросам лифтового хозяйства при общественной организации.

Минимальная планка стоимости обслуживания лифтов будет отличатся, с учётом регионов. В каждом субъекте существуют свои экономические условия, различия которых огромны. То, что приемлемо для москвичей и петербуржцев, может совершенно не подойти для жителей небольших областных центров, и наоборот. Хотя, скептики полагают, что скорее всё будет с точностью до наоборот – власти мегаполисов найдут денежку в бюджете, чтобы поддержать тарифы на приемлемом уровне, а вот на периферии с жильцов соберут оплату в полном объёме.

О том, что большинство проблем с лифтами связано с отвратительным обслуживанием, говорилось неоднократно. По информации Национального лифтового союза, в 2018-2022 годах в данных авариях получили травмы около 130-ти человек. За 2023 год произошло около 10-ти резонансных происшествий.

Показательный случай в Санкт-Петербурге. В 27-этажном доме на Новгородском проспекте упал лифт, в котором ехали восемь взрослых и пятеро детей. Лишь по счастливой случайности обошлось без жертв, трое людей обратились за медицинской помощью. При этом дом был построен в 2017-м, а лифт введён в эксплуатацию в 2018 году. Было возбуждено уголовное дело, расследование которого продолжается. По предварительным данным, причиной падения стал перегруз, хотя в этом случае лифтовая автоматика должна была заблокировать движение.

Справедливости рада, в целом в Культурной столице модернизация лифтового хозяйства идёт весьма успешно: власти обещают к 2025 году заменить все лифты, у которых заканчивается срок эксплуатации. Город выделяет на эти цели огромные субсидии в рамках программы капремонта жилья. И если лифт, который не отслужил и половины нормативного срока, работает с такими неисправностями, то напрашивается вывод, что его обслуживание явно оставляло желать лучшего.

«Российская газета» приводит экспертное мнение исполнительного директора «Первой лифтовой ассоциации» Юрия Клюшнева:

Я занимаюсь лифтами и диспетчеризацией уже 17 лет и за это время ещё ни разу не видел, чтобы управляющие компании всерьёз запрашивали у организации, обслуживающей лифты, наличие квалифицированного персонала. Существует демпинг, и если рынок даёт для этого возможность, то и покупатель всегда найдётся.

По мнению господина Клюшнева рыночными мерами исправить такое положение дел не удастся. В отрасли необходимы государственное регулирование и контроль за реальным, а не бумажным наличием таких специалистов. Либо, как альтернатива, – необходимы некий вариант лицензирования или создание саморегулируемой организации.

Очевидно, что установление минимальной планки для стоимости обслуживания подъёмников неизбежно приведёт к тому, что расходы жильцов увеличатся. Даже если фактически цена контракта не поменяется, «управляшки» вряд ли упустят такой отличный повод, чтобы переписать ценники в платёжках в свою пользу. Минстроевские общественники говорят о том, что уже сейчас важно определить тот уровень роста цены, который жильцам будет под силу и при этом обеспечит безопасную эксплуатацию лифтов. Для этого, дескать, необходимо привлечь к обсуждению инициативы как жильцов-активистов, так и лифтовиков-профессионалов.

Специалисты отмечают, что тарифы могут существенно отличаться для разных домов. Например, в доме с восьмью подъездами лифт может быть только один, а платят за него все. Не говоря уже о том, что обычно за лифт приходится платить жильцам первых и вторых этажей, которые обычно им вообще не пользуются. Есть дома с лифтами иностранного производства, запчасти к которым удаётся получить с большим трудом и по двойной-тройной цене. Есть многоэтажки 70-80-х годов, где лифты работают уже на пределе и нуждаются в замене, на которую нет денег.

Ещё одна предлагаемая экспертами мера – запретить управляющим компаниям и собственникам жилья блокировать индексацию платы за обслуживание лифтов. Как бы УК ни жаловались на нехватку средств, данный рынок является сверхконкурентным и очень прибыльным.

Что же, как видим, наши чиновники остаются себе верны и предпочитают решать все вопросы в привычном ключе – путём повышения тарифов для конечного потребителя. Хотя, не вполне понятно, а почему, собственно, организации, которые сейчас работают спустя рукава, при повышении ценников вдруг начнут работать хорошо, а не положат разницу себе в карман? Возможно, следовало бы начать с более жёсткого контроля за качеством оказываемых услуг и соблюдением нормативно-технических требований? Тогда и демпинговать на рынке стало бы затруднительно.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник