«Канонер» собрал старинные здания на железных дорогах Петербурга
«Канонер» представляет вниманию обновляемую фотоподборку дореволюционных зданий, расположенных на железных дорогах в границах Петербурга. Особая актуальность этого исследования связана с практикой РЖД сносить те из них, что не используются. Поэтому здесь можно будет сохранить память о возможных утратах.
Выборгская железнодорожная линия
Площадь Ленина, 6, литера Е
В состав здания Финляндского вокзала, построенного в 1960 году на площади Ленина, входит фрагмент фасада прежнего вокзала, обращенный к Боткинской улице. Его в 1870 году возвел архитектор Петр Купинский. Сохранили стенку, однако, не как памятник архитектуры, а как «место выступлений в апреле и октябре 1917 г. Ленина В. И.» Сегодня это памятник федерального значения.
Участок Финляндский вокзал — Минеральная улица, литера К
Двухэтажное здание, завершающее перспективу Боткинской улицы, было построено в конце XIX века. Сейчас там линейный пункт полиции.
Боткинская улица, 1, корпус 4
Паровозное депо Финляндского вокзала возведено в конце XIX века. Сейчас здесь квартируют несколько учреждений в составе ОАО «РЖД».
Сердобольская улица, 3
Двухэтажный вокзал железнодорожной станции Ланской был построен в 1910-х годах по проекту Бруно Гранхольма. Сейчас это региональный памятник.
Удельный проспект, 2а, литера Е
Двухэтажный вокзал железнодорожной станции Удельной был построен в 1914 году по проекту Бруно Гранхольма. Региональный памятник.
Поклонногорская улица, 26
Жилой дом смотрителя переезда, который до 2017 года существовал в створе Поклонногорской улицы, появился в 1880-х годах.
Большая Озерная улица, 68, корпус 4
Вокзал станции Озерки был построен в 1902 году по проекту архитектора Бруно Гранхольма. Он был решен в стиле модерн, признан региональным памятником. По прямому назначению здание перестало использоваться в 1991 году, затем его передали коммерсантам, а примерно в 1997-м деревянный этаж сгорел. Взамен построили временную кровлю, а окна заколотили. РЖД планируют продать объект.
Староорловская улица, 2, корпус 2, литера Б
Двухэтажный краснокирпичный вокзал станции Шувалово построен в 1898 году по проекту Бруно Гранхольма. Числится региональным памятником.
Староорловская улица, 2, корпус 2, литера Е
Служебный корпус на станции Шувалово возведен в 1898 году по проекту Бруно Гранхольма. Региональный памятник. Не позднее 2016 года РЖД покрасили краснокирпичные фасады краской в корпоративных цветах. В 2018-м КГИОП подал иск с требованием стереть ее, вернув зданию кирпичный облик.
Парголово, участок улица Первого Мая — трасса КАД, 15-й км
Вокзал станции Парголово датируется 1906 годом. Его автор — архитектор Бруно Гранхольм. Региональный памятник.
Парголово, участок улица Первого Мая — трасса КАД, литера А
Служебный корпус станции Парголово построен в 1906 году по проекту Бруно Гранхольма. Памятник регионального значения.
Левашово, Железнодорожная улица, 7
Вокзал станции Левашово построен в 1910-х годах по проекту архитектора Бруно Гранхольма. Памятник регионального значения.
Левашово, Парковая улица, 1, корпус 3
Жилой дом построен в начале XX века.
Левашово, Парковая улица, 1, корпус 4
Двухэтажное деревянное здание построено в начале XX века.
Песочный, участок Черная речка — Новое шоссе, литера В
Деревянный вокзал станции Дибуны был построен одновременно с открытием ветки в 1904 году. Является выявленным памятником. Сейчас здание не эксплуатируется.
Белоостров, участок 30-й км — река Сестра, литера О
Здание насосной станции было построено до революции. Тогда, вероятно, был только квадратный объем. В советское время, предположительно в 1930 году, добавилась западная пристройка.
Сестрорецкая железнодорожная линия
Лисий Нос, участок Авиационная улица — Горский ручей, литера Б
Деревянный железнодорожный вокзал станции Горской был построен в 1894 году. Сейчас не эксплуатируется.
Сестрорецк, Приморское шоссе, 247
Деревянный вокзал станции Тарховка, по одной из версий, является перенесенным сюда из Лисьего Носа Александро-Невской церковью, построенной в 1914–1917 годах предположительно по проекту архитектора Генриха Войницкого. Перенос состоялся в 1930-х годах. КГИОП ценности в здании не видит. Сейчас вокзал не эксплуатируется.
Сестрорецк, Дубковское шоссе, 1
Железнодорожный вокзал станции Сестрорецк возведен в 1898 году. В 1910-х, но не позднее революции его перестроили. Сейчас это двухэтажное здание. Признано региональным памятником.
Сестрорецк, улица Воскова, 24
Двухэтажное деревянное здание строилось как жилой дом для нужд сотрудников железной дороги. Датируется 1900-ми годами.
Всеволожская железнодорожная линия
Политехническая улица, 1, литера Б, В, О, корпус 3
Комплекс из четырех зданий станции Кушелевка датируется 1900-ми годами. Три были жилые, одно (литера Б) — хозяйственное.
Станция Пискаревка, 2
Одноэтажное деревянное здание построено до революции как жилой дом для сотрудников станции Пискаревка.
Участок Кушелевская дорога — Пискаревский проспект, литера А
Одноэтажный краснокирпичный вокзал станции Пискаревка был построен предположительно в 1914 года, когда открылась сама станция. В 2014 году фасады были окрашены в белый цвет с красной линией — в соответствии с корпоративной символикой РЖД.
Соединительная железнодорожная линия
Участок река Оккервиль — проспект Косыгина, литера К
Здание железнодорожной станции Дача Долгорукова построено в конце XIX — начале XX века. Региональный памятник архитектуры.
Шоссе Революции, 68
Двухэтажное краснокирпичное здание строилось как вокзал станции Рублевики, открывшейся в 1913 году. В 1930-х ее переименовали в Полюстрово, а во второй половине XX века она прекратила свое существование. Сейчас дом используется под офисы.
Московская железнодорожная линия
Невский проспект, 85
Николаевский (ныне Московский) вокзал построили в 1851 году по проекту Константина Тона. Он выходит на площадь Восстания, а центральным элементом является башня с флагом. В 1967 году вокзал расширили за счет зала ожидания, а также пристройки вдоль Лиговского проспекта. Сегодня дореволюционная часть признана федеральным памятником.
Невский проспект, 85, литера З
Конторский корпус Николаевского вокзала, выходящий к Лиговскому проспекту, появился в 1898 году. Архитектор Антон Клевщинский выполнил его в «кирпичном» стиле. Сейчас это региональный памятник.
Невский проспект, 85, литера ДД
Здание поворотного депо Николаевской железной дороги, расположенное за домом 2 по Днепропетровской улице, воздвигли в 1847 году. Автором был Рудольф Желязевич. Объект признан выявленным памятником.
Невский проспект, 85, литера БО
Еще одно поворотное дело выходит на набережную Обводного канала. Его возвел в 1897 году Антон Клевщинский. В 1930-х с востока к исторической части пристроили новое крыло. Сейчас депо признано памятником и заброшено.
Невский проспект, 85, литера АМ
Трехэтажное краснокирпичное здание, формирующее красную линию Полтавского проезда, построено в 1880-х. Сейчас используется для нужд МВД.
Невский проспект, 85, литера Ф
Трехэтажное краснокирпичное здание, формирующее красную линию Полтавского проезда, построено в 1870-х годах.
Невский проспект, 85, литера БЖ
Одноэтажное здание формирует красную линию Военной улицы. Его возвели в 1910-х годах.
Участок Обводный канал — улица Грибакиных, литера ВИ
Двухэтажное здание в в «кирпичном» стиле торцом выходит к Обводному каналу. Построено на рубеже XIX–XX веков.
Нефтяная дорога, 6
Трехэтажное административное здание при станции Навалочной построено до революции (у Росреестра неверная датировка — 1932 год). Фасады решены в «кирпичном» стиле, при этом три фасада имеют двухцветную расцветку, а один, выходящий на Нефтяную дорогу, — одноцветную.
Нефтяная дорога, 8
Одно-двухэтажное здание — пост электрической централизации станции Навалочной. Построено до революции (у Росреестра неверная датировка — 1972 год). Фасады решены в «кирпичном» стиле.
Улица Самойловой, 11
Одноэтажное здание компрессорной было построено до революции. Долгие годы заброшено.
Без адреса
Одноэтажное дореволюционное здание находится между путями в 150 метрах юго-западнее дома на улице Ольги Берггольц, 42, литера М.
Участок Обводный канал — улица Грибакиных, литера ДЯ
Одноэтажное краснокирпичное здание вокзала станции Фарфоровской было построено предположительно в 1910-х годах.
Без адреса
Одноэтажное краснокирпичное здание недалеко от станции Фарфоровской возведено до революции.
Участок Обводный канал — улица Грибакиных, литера ИА
Краснокирпичная водонапорная башня построена в 1910-х годах.
Участок Обводный канал — улица Грибакиных, литера ИБ
Локомотивное депо станции Сортировочной построено в 1912 году. В 1931-м его перестроили.
Участок Обводный канал — улица Грибакиных, литера ВТ
Одноэтажное здание станции Обухово построено предположительно в начале XX века.
1-й Обуховский проезд, 6
Одноэтажное здание, скорее всего, построено до революции. Всегда использовалось для железнодорожных нужд.
1-й Обуховский проезд, 8
Одноэтажное здание в «кирпичном» стиле построено до революции. Всегда использовалось для железнодорожных нужд, но сейчас заброшено. Фасад со стороны железной дороги оштукатурен и окрашен, а задний нет.
Петро-Славянка, Клубная улица, 2, корпус 2
Одноэтажное дореволюционное здание рядом с переездом.