Шесть километров риска
Во Владивостоке источником большой опасности для его жителей стали подпорные стены, возведённые без всяких нормативов во времена СССР
В минувшем августе в столице Приморья произошли два весьма опасных для жителей события, связанных с недвижимым имуществом. Как известно, во Владивостоке холмистый рельеф, поэтому во многих районах города возведены подпорные стены, которые не позволяют грунту в условиях сильного перепада высот падать на тротуары, дороги, дворы и парковки.
Длина этих стен, если соединить их все вместе, составляет примерно шесть километров, а возраст некоторых «подпорок» в центре города превышает 100 (!) лет. К сожалению, в большинстве своём эти сооружения находятся в плачевном состоянии, что регулярно приводит к происшествиям. Так, в ночь на 8 августа в дальневосточной столице подпорная стена обрушилась на детскую площадку в районе дома 33 на улице Невской. К счастью, при этом никто не пострадал. А спустя две недели, субботним утром 24 августа, подпорная стена рухнула во дворе многоэтажного дома № 19 на улице Славянской, серьёзно повредив при этом семь припаркованных автомобилей.
Ныне около десяти стен «дышат на ладан» и могут обрушиться в любой момент. Осложняет ситуацию и тот факт, что климат во Владивостоке становится всё более субтропическим. Муссоны, циклоны, ливни обрушивает на сопки города значительные потоки воды, течению которой вниз уже не мешает вырубленная при строительстве растительность. Эта влага активно размывает основания подпорных стен, способствуя их обрушению.
К нынешнему плачевному состоянию дел привела масса факторов, и один из них – это отсутствие во времена СССР, когда возводились эти конструкции, чётких ГОСТов или нормативов, которые бы регламентировали подобные сооружения, говорит директор Ассоциации саморегулируемой организации «Альянс строителей Приморья» Матвей Савич:
В 70-е годы прошлого века некоторые жилые дома во Владивостоке строились так называемым хозспособом. То есть предприятие, которому нужен был дом для сотрудников, нанимало в качестве подрядчика организацию, которая строила здание, обустраивала прилегающую территорию, и, если необходимо, строили и подпорные стены. Причём никаких чётких проектов, ГОСТов или нормативов именно на подпорные стены не было, строили по определённой общепринятой матрице, с необходимыми расчётами.
Подпорные стены возводили по разным технологиям, и, в том числе, и из фундаментных блоков, так называемых ФБС. Такие материалы в основном служили для цокольной части домов, но их применяли и для других построек. Внутри этого блока нет арматуры, только лишь петли, за которые можно зацепиться краном, между собой они соединяются цементным раствором простейшим способом установки друг на друга в шахматном порядке.
Вообще подпорные стенки предусматривают три составляющие: подошву фундамента, саму стену и так называемые контрфорсы, которые уходят вглубь стены. Подпорная стена должна следовать принципу так называемого большого треугольника: почва давит на подошву, а за счёт жёсткого сцепления стенка хорошо выдерживает давление. То есть чем больше грунт давит на подошву, тем сильнее она держит стену. Но это в случае жёсткой связки между стеной и подошвой: монолитная подошва переходит в монолитную стенку и увязывается контрфорсами.
Ещё есть стены из универсального дырчатого блока (УДБ), внешне он похож на ФБС, но внутри у него есть отверстие для установки арматуры и последующего замоноличивания. Такая технология тоже основана на жёсткой сцепке, так как прутья арматуры этих конструкций между собой связаны. Но стены из ФБС построены без арматуры, по принципу кирпича. Они целиком работают на сжатие, то есть нагрузку сверху они прекрасно выдерживают. При этом боковую нагрузку они выдерживают только за счёт собственного веса. Благодаря большой массивности конструкции, такие стены можно строить, но при соблюдении строгих ограничений.
В ситуации, когда подпорные стены рушатся, возникает резонный вопрос – кто должен покрывать ущерб от подобных нарушений? Универсального ответа здесь нет, многое зависит от обстоятельств произошедшего, и собственника участка, на котором возведена рухнувшая стена.
Например, обрушившаяся 8 августа конструкция в районе дома 33 на улице Невской расположена на участке, принадлежащем частному предпринимателю. С большой вероятностью именно ему придётся за свой счёт устранять последствия происшествия.
Но в большинстве случаев всё не столь однозначно. Поскольку порядка 60-ти подпорных стен Владивостока находятся в аварийном состоянии, то вопрос об ответственности за последствия их возможного обрушения волнует многих. Например, если конструкция расположена на участке многоквартирного дома, должна ли управляющая компания погашать убытки в случае её возможного обрушения?
Представители УК считают, что этот риск нельзя включать в зону её ответственности, поскольку управляющая компания не имеет средств на дорогостоящий ремонт подпорной стены. Получить же необходимое финансирование со стороны жильцов вряд ли возможно, потому что далеко не все вовремя платят даже за стандартные коммунальные услуги.
Также представители УК отмечают, что в городе фактически нет ливневых систем, поэтому нет и отвода сточных вод – они текут по поверхности почвы и подмывают основания стенок. Но раз город решением этой проблемы не озаботился, подпорные стены нужно ставить на баланс муниципалитета и обслуживать их за счёт бюджета.
В администрации же считают, что если речь идёт о территории многоквартирного дома, то управляющая компания может включить подпорную стену в план ремонта. А если объект принадлежит городу, лишь тогда жителям необходимо направить соответствующее обращение в городскую администрацию. В мэрии не отказываются и возмещать возникшие убытки, но только если будет точно установлено, что стена находится в зоне ответственности муниципалитета.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ