Не менее 300.000 до 2030 года!

Минтруд России надеется навести порядок с мигрантами введением «организованного целевого набора»Не менее 300.000 до 2030 года!

В нашей стране может быть запущен новый национальный проект «Кадры». Пока структура его официально не утверждена, однако уже предложена рабочая версия. Нацпроект должен заработать с 2025 года, он будет направлен на «синхронизацию изменившихся потребностей экономики и предложения на рынке труда».

Предполагается, что по одной обложкой будут объединены четыре федеральных проекта:

по трудоустройству выпускников;
по вовлечению молодёжи в предпринимательскую деятельность;
по снижению продолжительности временной нетрудоспособности;
по трансформации подходов к профессиональному развитию работающих граждан.

Структуру национального проекта будут обсуждать на стратегической сессии в Правительстве РФ в конце июля. Кроме того, как сообщают наши коллеги с РБК, к перечисленным федеральным проектам может быть добавлен ещё один под названием «Качественная трудовая миграция». Он предполагает повышение управляемости найма иностранных работников через развитие организованного набора мигрантов. Для этого планируется обсудить создание оператора организованного набора – ППК «Работа в России», который, как поясняли в Минтруде России, будет выполнять роль кадрового центра для российских компаний.

 

Привязка к работодателю

Ряд процедур, например, медосмотра, дактилоскопия, проверка знания русского языка предполагается вынести за пределы России с тем, чтобы давать визу только тем, кто прошёл все фильтры. С одной стороны, выглядит разумно, с другой – риски и расходы могут только возрасти. Если мы сейчас не можем искоренить коррупцию в ФНС, то почему считается, что создавать аналогичные центры за границей и гарантировать прозрачность их работы будет проще?

Помимо этого, планируется расширение география стран, из которых будут прибывать работники. В планах завозить к 2030 году «не менее 300 тысяч трудовых мигрантов». Из контекста не вполне понятно – всего или ежегодно. Скорее всего, имеет в виду второе.

Есть, впрочем, и хорошие предложения. В первую очередь, это привязка мигрантов к работодателю по условиям целевого набора. Такой инструмент есть и сейчас: например, соответствующие соглашения действуют между Россией и такими странами, как Таджикистан и Узбекистан. Привлечение работников-мигрантов в порядке организованного набора осуществляется на основании трудового договора, заключённого с российским работодателем, говорится в соглашении с Узбекистаном.

Судя по всему, Минтруд считает эту меру универсальным средством для решения миграционных проблем. Ещё 15 марта (за девять дней до теракта в «Крокусе») ведомство разместило на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Им предлагалось ввести понятия «организованного целевого набора» и «оператора целевого организованного набора».

Согласно документу, привлечение иностранных граждан в порядке целевого организованного набора признаётся приоритетным механизмом осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами. В действующий закон предлагалась для включения новая статья 13.8 «Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в порядке целевого организованного набора».

При этом предлагалось ограничить срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке целевого организованного набора, определяемый сроком действия выданного разрешения на работу в соответствии со статьёй 13.8 указанного федерального закона. То есть, мигрант будет обязан в течение 30-ти дней покинуть страну после завершения действия трудового договора. Заниматься всеми этими вопросами как раз и предстоит оператором целевого организованного набора – публично-правовой компании «Работа в России».

Эта организация фактически станет государственным кадровым агентством для тех российских компаний, которые используют труд мигрантов. «Работа в России» будет заключать соглашения с работодателями, осуществляющими организованный набор мигрантов, вести реестр таких работодателей, проводить подбор сотрудников адресно, под потребности российских работодателей. Словом, станет собирать денежку с миграционного потока.

 

Альтернативы Средней Азии нет?

Впрочем, инициативы Министерства труда и социальной защиты РФ вызвали аргументированную критику. Например, член Совета по правам человека и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заметил, что на деле реализация идеи целевого набора уже провалилась, поскольку есть параллельные и более удобные возможности для «незаменимых» иностранных работников из стран Средней Азии и Закавказья приехать и устроиться на ту работу, которая им нравится:

Если бы Минтруд выступил с полной поддержкой разработанной системы контролируемого пребывания и заявил, что трудовая миграция может быть только целевой (к конкретному работодателю и под взаимную ответственность), вот тогда «зал встаёт и аплодирует».

На сегодняшний день, чтобы работать в России легально, в общем случае мигранты оформляют разрешение или патент. Однако для граждан стран Евразийского экономического союза – Киргизии, Казахстана, Белоруссии и Армении – действуют особые условия на трудоустройство: они не обязаны получать патенты и могут работать на основании трудового или гражданско-правового договора.

При этом до сих пор ни в одном серьёзном документе так и не было представлено аргументированных оценок того, в какой мере российская экономика действительно нуждается в труде мигрантов. Вместо цифр статистики и серьёзного анализа как правило приводятся стенания работодателей о жадных и ленивых русских, которые не хотят работать, и сетования о нехватке высококвалифицированных малооплачиваемых специалистов. Между тем, мигранты отнюдь не торопятся ехать возрождать сельскую глубинку, а наполняют города-миллионники, которые и без того захлёбываются от переизбытка населения.

Почему-то нет со стороны государственных мужей и попыток рассмотреть альтернативные предложения по компенсации так называемого «кадрового голода». Например, это может быть запуск программ переподготовки при предприятиях, поддержка трудовых потоков в рамках внутренней миграции, развитие производств в малых и средних городах, где люди сидят без работы или довольствуются случайными заработками. Но вместо этого непонятно почему единственным кадровым резервом считается исключительно миграция из Средней Азии…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник