Мы не считаем деньги, мы пампим нефть!
Участники ПМЭФ заключали контракты на триллионы рублей и шокировали граждан необычными идеями
Петербургский международный экономический форум давно стал славной традицией. Вот уже 27 лет кряду представители бизнес-элиты и топовых чиновников собираются вместе и в едином порыве, забыв про системные разногласия, проводят торжественное мероприятие. Проводят с размахом. Приглашают медийных личностей, звёзд и топовых блогеров. Стараются поразить воображение гостей оформлением и организацией.
Звёзды и триллионы
На сей раз неформальная программа форума заняла аж два листа убористым шрифтом. В списке значились названия таких групп, как Uma2rman, «Чайф», «Рондо», «Самоцветы», The Hatters, «КняZz», «Любэ», «Руки вверх» и «Чиж & Co». Перед гостями ПМЭФ в разных местах города выступали Найк Борзов, Баста, Григорий Лепс, Любовь Успенская, Игорь Корнелюк, Дима Билан, Настасья Самбурская, Владимир Пресняков, Дмитрий Маликов, Сергей Минаев, Анна Асти, Вячеслав Бутусов.
Больше всего, впрочем, внимания привлекла тюменская звезда Дарья Зотеева, более известная под своим сценическим псевдонимом «Инстасамка». На сей раз она порадовала ценителей старым хитом «За деньги – да!» и новым шедевром «Мы не считаем деньги – мы пампим нефть!». Блистали роскошью нарядов и остроумием неизменно востребованные Ольга Бузова и Ксения Собчак.
И даже малоизвестный широким массам журнальчик «Москвичка» поднапрягся и закатил гала-ужин с входным билетом за 500.000 (не опечатка) рублей. Столы ломились от яств, каждому гостю был выдан отдельный старинный самовар, а живая музыка и старательные артисты помогали лучшему усвоению вкушаемого.
Ну, а чтобы простолюдины не очень офигевали от того, что в нашей неизменно тяжёлой экономической ситуации за бюджетный счёт проводится что-то среднее между балом Воланда и заседанием масонского клуба, официальные СМИ подробно разъясняли подоплёку вещей. Что ПМЭФ собирают не забавы ради, а чтобы показать нашу растущую экономическую мощь, которую не смогли сломить непартнёры. Так что вся умопомрачительная роскошь – это необходимость, чтобы сделать представительское мероприятие мирового масштаба. Нечего считать копейки, пора уже мыслить по-имперски!
В качестве главного аргумента приводили астрономические суммы контрактов. Цифры, действительно, солидные. В этом году мероприятие посетили более 21.000 представителей 139-ти стран. Было заключено более 980 соглашений на общую сумму 6.400.000.000.000 рублей. Скептики, впрочем, и на это возражают, что деловые контракты заключают не благодаря форуму, а по совсем другим причинам, и к его проведению только подгоняют время подписания. Ну, а экономическую мощь лучше бы мерить не литрами выпитых элитных вин и гонорарами звёзд, а по старинке – в миллионах тонн чугуна и мегаватт-часах выработанной электроэнергии.
Впрочем, не будем брюзжать, вынесем за скобки забубённую «культурную программу» и посмотрим, что же рационального говорилось и делалось в ходе ПМЭФ.
Слово Президента
Главным событием форума традиционно было выступление Главы государства на пленарной сессии. На этот раз во встрече, помимо Владимира Путина, участвовали президенты Боливии и Зимбабве, с которыми он провёл двусторонние переговоры накануне.
Начал Владимир Владимирович с тем не очень экономических, но волнующих всех – а именно, с угрозы атомной войны, которая в последнее время становится всё менее гипотетической. Глава государства постарался успокоить аудиторию, заявив, что нашей стране для победы ядерное оружие не понадобится. И предложил всем заинтересованным сторонам внимательно прочитать ядерную доктрину России:
Там всё написано. Применение возможно в исключительном случае: в случае угрозы суверенитету и территориальной целостности страны. Я не считаю, что такой случай наступил.
Также на тему СВО были высказаны два важных тезиса. Во-первых, по мнению Президента России, дополнительной мобилизации не понадобится. Потребности в личном составе закрываются за счёт добровольцев, которые подписывают контракт – только с начала этого года ряды бойцов пополнили ещё 160.000 человек. А во-вторых, прозвучали широко растиражированные СМИ слова о том, что в ответ на накачивание Украины западным оружием и удары по российским территориям, наша страна оставляет за собой право на поставку своих систем вооружения в дружественные страны.
Во время дискуссии коснулись участники и темы миграции. Владимир Путин признал, что осмысленной миграционной политики не выстроено:
Проблема есть. Как готовить их (мигрантов) с точки зрения знания русского языка, нашей культуры и традиций, наших законов, чтобы этим людям, которые приезжают, было комфортно здесь. И самое главное – местным гражданам не создавать никаких проблем ни на рынке труда, ни в быту. Конечно, нам очень многое ещё нужно будет сделать в этом направлении.
При этом Глава государства подчеркнул: стране нужны не просто трудовые мигранты, а квалифицированные люди с определённой подготовкой и знанием языка. Очень серьёзный посыл тем чиновникам и бизнесменам, которые в последние годы лоббируют ничем не ограниченный завоз мигрантов.
В экономике дела идут неплохо. Россия, несмотря на нелегитимные санкции, остаётся одним из ключевых участником мировой торговли. На долю дружественных стран приходится три четверти внешнего товарооборота. При этом Москва готова предлагать другим государствам полноформатное технологическое партнёрство: с подготовкой кадров, локализацией производств, страхованием.
Важна и логистика. Особое внимание Россия уделяет коридорам «Север – Юг» и черноморскому направлению. Активно развивается Северный морской путь. К 2030 году международные перевозки через российскую территорию увеличатся в полтора раза по сравнению с 2021-м.
Доверия к западным платёжным системам нет. Расчёты в «токсичных валютах» сократились вдвое, в рублях же – выросли. В первую очередь это касается товарообмена с БРИКС, чья доля в мировом ВВП увеличилась до 36%. Изменилась структура экономики. В 2023 году ВВП прибавил 3,6%, в 2024-м ожидается 5,4%. Темпы превышают среднемировые. Причём такую динамику обеспечивают несырьевые отрасли.
К 2030 году импорт должен сократиться до 17%, а инвестиции в основной капитал необходимо увеличить на 60% относительно 2020-го. Но инвестиционную активность надо обеспечивать ресурсами. В частности, будет развиваться промышленная ипотека. К концу десятилетия повысится вдвое и капитализация фондового рынка страны – до двух третей ВВП.
Семьям с двумя детьми в малых городах предложат ипотеку под 6%. То же самое – во всех регионах тем, кто хочет построить собственный дом. Государство установит соотношение минимального размера оплаты труда и медианной зарплаты по стране, его будут индексировать. К 2030 году МРОТ достигнет 35.000 рублей.
Цифровая полемика
По-настоящему интересным оказалось выступление на ПМЭФ российского предпринимателя в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проекта Игоря Ашманова. На сессии по биометрии Игорь Станиславович прямо обвинил губернатора Московской области Андрея Воробьёва в злоупотреблениях цифровыми затеями. А после заседания подробно объяснил свою позицию:
Здесь ни одной честной мысли высказано не было. Была реклама: удобство, удобство, удобство. Ваше лицо не является биометрией, это просто изображение или видео. Биометрией это становится, когда его кто-то атрибутировал и приписал туда ваши личные данные. Вот это запрещено делать без согласия вашего. Воробьёв это делает без согласия, он нарушает закон.
Господин Ашманов привёл примеры, как в Московской области «выкручивают руки родителям, заставляя сдавать биометрию детей», под угрозой закрытия доступа учащимся к сервисам в школе (пропуск, столовая, цифровой дневник). Но при этом чиновники заявляют, что «никто не принуждает» – и «это тоже ложь».
Игорь Ашманов сегодня один из немногих людей федерального масштаба, который честно и последовательно выступает против принудительной биометрии и безоглядной цифровизации всех сфер жизни, указывая на катастрофические риски для национальной безопасности. При этом заткнуть господину Ашманову рот, обвинив в некомпетентности уж точно ни у кого не получится.
Один из отцов-основателей российской IT-индустрии объяснил свою позицию тем, что криминал уже ушёл в онлайн-сферу, украв сотни миллионов записей персональных данных. Гражданам России это обернулось потерей свыше 500 миллиардов рублей, которых у них украли цифровые мошенники, воспользовавшись ненадёжной системой хранения личных данных. Более того, эти же данные достались западным спецслужбам и их украинским пособникам, которые сейчас с ними плотно работает:
Хохол звонит сейчас, он знает, как вас зовут, как зовут вашу мать, какой у вас адрес, он притворяется следователем или прокуратурой, или ещё кем-то. Произошёл технологический скачок: они начали разговаривать голосами родственников. Это та самая биометрия.
Игорь Станиславович подчёркивает, что цифровизация полезна в промышленности, на фронте, где выигрывает тот, у кого дрон действует без общения с оператором. Однако принуждение к биометрии, введение социальных рейтингов, создание общих баз данных на граждан ни к чему хорошему не приведёт.
Он рассказал и про ещё один фактор – коррупционный, который почему-то замалчивают все строители светлого цифрового будущего. Достаточно подумать о том, какие социальные рейтинги будут у самих сисадминов, которым будет поручено контролировать социальные рейтинги. А также у их жён, любовниц, начальников, деловых партнёров. Фактически, на наших глазах идёт попытка создания особой касты людей, которые получат в своё распоряжение ничем не ограниченную власть.
Кстати, про перегибы цифровизации был вынужден говорить даже самый горячий её апологет – министр цифрового развития, связи и массовых коммуникации РФ Максут Шадаев. В своём выступлении он признал, что портал Госуслуг стал площадкой, с помощью которой мошенники активно оформляют кредиты на посторонних лиц в микрофинансовых организациях:
От учётки Госуслуг можно подать все документы на получение кредита, но указать реквизиты банковской карты другого человека, дальше деньги прямо в заявлении выводятся, условно, на дропера, подставное лицо.
Цифровой министр пообещал перекрыть эту возможность, но остаётся непонятным для чего вообще была создана система, позволяющая оформлять кредиты на человека без его ведома и участия? Невольно начинаешь верить в конспирологические теории, что наши цифровые реформаторы получают процент от владельцев харьковских колл-центров.
Эта модель исчерпаема…
А закончить хотелось бы фрагментом выступления главы Сбербанка Германа Грефа, который неизменно радует аудиторию откровенными и парадоксальными идеями. Остался Герман Оскарович верен себе и на сей раз, удивив слушателей новостью о том, что в России сейчас наблюдается небывалый рост зарплат. Но, по его словам, это явление не может длиться вечно, поэтому через год рост может прекратиться:
Как долго будет продолжаться высокий рост зарплат зависит от того, как быстро закончатся бюджетные деньги. Скорее всего, рост бюджетных расходов не будет продолжаться долго. Эта модель роста – исчерпаема.
Тут мы со своей стороны, даже и не знаем, что добавить. Предлагаем уважаемым читателям самим оценить высказывание главы крупнейшей публичной компании России и прокомментировать его выступление…
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ