Нам хлеба не надо – работу давай!

Одна из причин кадрового голода состоит не в недостатке потенциальных рабочих или какой-то особенной лени современной молодёжиНам хлеба не надо – работу давай!

Всё чаще аналитики рынка труда указывают на плохую организацию самой работы по найму сотрудников. С одной стороны, бизнес страдает от дефицита кадров, особенно рабочих специальностей. С другой стороны, молодёжь, как выяснилось, совсем не против освоить рабочую профессию. Но что-то пошло не так, и молодёжь с работодателями не могут найти друг друга.

Исследования консалтинговой компании «Яков и партнёры» показывает, что количество незакрытых вакансий за последние 5 лет выросло в 1,8 раза и достигло в прошлом году рекордных 1,2 миллиона человек. Институт экономики Российской академии наук оценивал дефицит кадров в нашей стране по итогам 2023 года в 4,8 миллиона. При этом именно дефицит людей на рабочие специальности привёл к замедлению экономики. 85% работодателей считают, что дефицит кадров останется ключевой проблемой в 2024 году. По информации Национального объединения строителей, кадровый голод в сфере строительства вырос за прошлый год на 36%.

Часто можно услышать расхожее мнение, что молодёжь не хочет работать руками, а предпочитает «сидеть в офисе и ничего не делать». Обычно к таким счастливчикам относят айтишников, дизайнеров или менеджеров. Однако агентство «Новая эра» приводит любопытные данные социологического исследования. Согласно ему, молодые люди в возрасте 18-35-ти лет из промышленных центров страны (Урал и Сибирь) не против найти работу в промышленности. 52,1% респондентов без сомнений готовы осваивать рабочую специальность. Ещё 28,1% колеблются, но готовы рассмотреть такой вариант.

Для молодёжи не так важно, где работать. Главное, чтобы хорошо платили и были понятные карьерные перспективы. Денежная мотивация превалирует у 82,9% респондентов. Для 49,9% важнее всего карьерные перспективы. Так что никакого принципиального отрицания рабочих профессий нет, есть вполне рациональные размышления о своём будущем.

Другой важный факт – большинство молодых людей просто не знают того, какие возможности есть в принципе. Только 40,9% молодых людей имеют какое-то представление об условиях работы на заводе. И лишь 8,4% студентов-профильников рассказали, что принимали участие в студенческих программах для будущих рабочих. Больше всего, по мнению самих молодых людей, им не хватает оплачиваемых стажировок и других подобных активностей для знакомства с профессией. На это указали 58,5% опрошенных. Причём стажировок реальных, а не перекладывания бумажек, которым часто занимают студентов работодатели.

Советская система, когда профильные вузы, ПТУ и техникумы фактически были «предбанниками» крупных предприятий, ушла в прошлое. Теперь получение образования никак не связано с устройством на работу, это принципиально разные задачи, которые требуют разных навыков для своего решения.

С одной стороны, сложившаяся после лихих девяностых образовательная система воспринимает себя как обособленный бизнес, занимаясь не столько подготовкой специалистов, сколько «оказанием услуг», или, если уж говорить совсем откровенно, – торговлей корочкам. Некоторое исключение составляют топовые вузы в ключевых отраслях экономики, где ухудшение качества кадров было для страны смерти подобное – нефтегаз, РЖД, аэрокосмические технологии, атомная промышленность.

С другой стороны, руководители и собственники предприятий, невзирая на все стоны о кадровом голоде, не горят желанием заниматься подготовкой специалистов – ни ИТР, ни рабочих специальностей. При этом отделываясь обычными аргументами, про ленивую и глупую молодёжь, да ещё о том, что после обучения коварные сотрудники почему-то так и норовят убежать к конкурентам. Можно вести работу со студентами и практикантами, можно подумать о программах переподготовки уже взрослых людей, которые готовы сменить профессию. Но вместо этого российский бизнес упорно занимается тем, что выискивает готовых спецов в ближнем зарубежье. Либо шерстит доски объявлений в тщетном поиске специалистов с тридцатилетним стажем, согласных работать за МРОТ.

От того, что отделы кадров переименовали в «human resources», дело тоже на лад не пошло. Птички-кадровички предпочитают использовать в своей работе искусственный интеллект, выдумывать сложные психологические тесты и предаваться тому подобной имитацией бурной деятельности. Вместо того, чтобы оторвать от стула musculus gluteus и прогуляться до ближайшего техникума. А делать это придётся. Просто для того, чтобы сохранить свой бизнес в современных условиях.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник