К вопросу о «мирных» инициативах НОСТРОЙ

Может ли Национальное объединение строителей расходовать средства на СВО и на каком основании приобрело здание?К вопросу о «мирных» инициативах НОСТРОЙ

На редакционную почту пришло письмо от автора, пожелавшего по понятным причинам сохранить свою анонимность. В своём послании он поднимает такие темы, как приобретение Национальным объединением строителей нового помещения, а также участие НОСТРОЙ в финансировании специальной военной операции. Поскольку вопросы эти, действительно, актуальны и интересуют всё саморегулируемое сообщество, мы попросили прокомментировать их юристов Национального объединения. Предлагаем Вашему вниманию полный текст письма, а ниже – ответ ностроевских правоведов.

 

***

«Это нецелевое расходование средств», – ответил президент НОСТРОЙ Антон Глушков на обращение руководителей СРО выделить средства на помощь в специальной военной операции.

Однако это не помешало Антону Николаевичу написать заявление в Совет НОСТРОЙ, а Совету – тайком удовлетворить это его заявление о приобретении нового офисного здания Нацобъединения по адресу: Москва, проспект Мира, дом 6.

Почему «тайком»? Почему об этом факте мы узнаём со стороны, а не из протокола заседания Совета или от членов Совета? Потому что перед началом обсуждения этого вопроса членам Совета было предложено подписать соответствующее соглашение о нераспространении… Те, кто не подписал соглашение, перед рассмотрением этого вопроса с заседания Совета удалялись, а участвовавшие по видеоконференцсвязи – принудительно отключались. Не согласившийся с такой постановкой вопроса член Совета Ассоциации Виктор Марющенко в итоге в декабре написал заявление о выходе из такого Совета.

Почему приобретение нового офиса вызывает вопросы?

Федеральным законом № 542-ФЗ от 19 декабря 2022 года внесены изменения в Федеральный закон № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а именно: статья 3.3 дополнена частью 18, которая установила, что не востребованные средства компенсационных фондов, зачисленные на специальные банковские счета Национальных объединений, допускается использовать для осуществления Нацобъединениями функций, направленных на снижение негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.

Здесь же определено, что перечень функций, порядок принятия решения и порядок расчёта допустимого объёма использования средств устанавливаются Минстроем России.

В соответствии с Федеральным законом № 542-ФЗ, Минстроем России издан приказ № 77/пр от 9 февраля 2023 года, который утвердил и перечень функций, и порядок принятия решения, и порядок расчёта допустимого объёма.

(Далее процитирован перечень функций, который, ради краткости, опускаем – ред.).

Возникает вопрос: как приобретение нового офисного здания для НОСТРОЙ за более чем один миллиард рублей снижает негативные последствия введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера? То есть помощь в СВО – это нецелевое расходование средств, а приобретение здания – целевое?

Более того, первая функция определяет, что Национальное объединение не само должно приобретать основные фонды, а обязано представлять интересы саморегулируемых организаций в органах власти в части приобретения основных фондов.

Вероятно, именно это является причиной того, что ни разу на заседаниях Совета НОСТРОЙ при обсуждении вопроса о распределении не востребованных компенсационных фондов не присутствовал член Совета НОСТРОЙ, директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский. Не был, значит, не голосовал за нарушение, не знал об этом.

Хочется также обратить внимание ещё на один момент, касающийся права собственности на приобретённое здание: при определённых условиях и вполне законно правообладателем может быть одно лицо. Догадайтесь какое?

Среди прочего, совершенно не слышно о выделении каких-либо средств на осуществление 5-й функции, определённой Минстроем России. А ведь это – основа деятельности системы саморегулирования. Вероятно, здесь всё решено и, делать ничего не нужно.

 

***

А теперь – ответ юристов Нацобъединения.

 

***

Давайте для начала разберёмся, о каких денежных средствах идёт речь. НОСТРОЙ, как и любая некоммерческая организация, живёт за счёт взносов его членов – СРО в области строительства. В НОСТРОЙ есть смета расходов, она утверждается Всероссийским съездом СРО ежегодно. Денежные средства, заложенные в смете, могут расходоваться только на цели, предусмотренные Уставом НОСТРОЙ. Уставом и сметой Национального объединения не предусмотрено использование средств на специальную военную операцию, поэтому с точки зрения внутренних документов – это нецелевое расходование средств.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и приказ Минстроя России № 77/пр позволили использовать Национальным объединениям средства компенсационных фондов исключённых СРО на определённый перечень функций. Эти средства не заложены в смете расходов НОСТРОЙ, не могут использоваться на цели, предусмотренные Уставом НОСТРОЙ, они «публично окрашены», имеют строго целевой характер и могут расходоваться в строгом соответствии с законом.

Согласно приказу Минстроя России № 77/пр, решение об использовании средств компенсационных фондов исключённых СРО принимается Советом Национального объединения на основании заявления президента Нацобъединения.

Проводя переговоры по покупке крупного объекта недвижимости, как правило, продавец не хочет, чтобы условия сделки были известны третьим лицам. В Москве – это общепринятая практика. И в данном случае не вызывает сомнения, что это инициатива продавца. Если НОСТРОЙ подписал с продавцом здания соглашение о конфиденциальности, то, соблюдая его условия, аналогичные соглашения должны были подписать и члены Совета как органа управления, принимающего соответствующее решение. Законно ли это – безусловно, да. Нарушает ли это чьи-либо интересы или противоречит ли это основам правопорядка или нравственности – однозначно нет.

Кроме того, пункт 9.8 Регламента Совета НОСТРОЙ позволяет не размещать электронный образ протокола в полном объёме или в части на официальном сайте НОСТРОЙ, если в тексте протокола содержится конфиденциальная информация. Следовательно, не размещая информацию о принятом решении, Совет руководствовался внутренним документ, утверждённым надлежащим образом.

Автор статьи задаёт, по сути, два вопроса: может ли НОСТРОЙ расходовать средства на СВО и на каком основании НОСТРОЙ приобрёл здание. Правда, непонятно, какой вопрос больше интересует автора статьи, но попробуем ответить на оба.

Что касается первого вопроса, то расходовать членские взносы, составляющие бюджет некоммерческой организации, на специальную военную операцию НОСТРОЙ не может и обоснование этому давалось выше. Расходовать средства компенсационных фондов исключённых СРО на СВО не позволял приказ Минстроя России № 77/пр. Функции, на которые могут использоваться средства, указаны в этом приказе, и автор статьи их последовательно привёл. Как видим, если бы НОСТРОЙ потратил средства КФ исключённых СРО на СВО, то он нарушил бы закон.

Перейдём к зданию, видимо, именно это интересует автора статьи.

В соответствии с пунктом 1 приложения № 1 к приказу Минстроя России № 77/пр допускается приобретение Национальным объединением основных фондов в целях реализации функции по представлению интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления.

На основании статей 53 и 54 Гражданского кодекса РФ НОСТРОЙ осуществляет свой функционал и реализует цели и задачи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Уставом, в том числе посредством своих органов управления и Аппарата НОСТРОЙ.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (принят и введён в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст), основными фондами являются произведённые активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, в том числе здания.

Соответственно приобретение НОСТРОЙ основного фонда в виде здания для размещения своих органов управления и Аппарата Ассоциации в целях реализации своих функций, в том числе по представлению интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления отвечает требованиям приказа Минстроя России № 77/пр.

 

***

ОТ РЕДАКЦИИ. Что же, вот такой вопрос и такой ответ. Чисто по-человечески, конечно, хотелось бы увидеть, как НОСТРОЙ за счёт своей немалой сметы закупает для фронта армаду «Ланцетов» и «Иноходцев», а сотрудники дружно уходят добровольцами или шьют маскировочные сети. Но, с юридической точки зрения, приходится согласиться с руководством Нацобъединения. Большинство СРО, которые помогают бойцам СВО тоже делают это не за счёт членских взносов, а выступают исключительно в качестве коллективного организатора, кидая клич среди своих членов.

К тому же, не будем забывать, что НОСТРОЙ это всё-таки в большей мере структура, которая согласовывает свою политику со старшими товарищами. Разумеется, что ностроевские юристы так написать не могли, но понятно, что вопрос о степени участия Национального объединения в СВО решается на более высоком уровне. И если пока НОСТРОЙ держится в стороне от этой тематики, значит, именно так ему и было предписано…

Впрочем, это не более, чем редакционные предположения. А что на сей счёт думаете Вы, уважаемые читатели? Как всегда, ждём на нашей дискуссионной площадке обсуждений и аргументов по столь животрепещущему вопросу.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник