Ударим СРО по ЖКХ!

Станет ли панацей от бед в жилищно-коммунальном хозяйстве России введение обязательного саморегулирования для управляющих компаний?Ударим СРО по ЖКХ!

Государственные умы, поглядев на неприглядную картину с коммунальными авариями, усиленно чешут светлые головушки и генерируют идеи, одна другой краше, как же навести порядок в этой непростой отрасли. Недавно мы писали про общественника-златоуста Андрея Широкова, который предложил повысить в четыре раза коммуналку, а заодно отобрать квартиры у нищебродов. После чего, дескать, в оставшихся домах у состоятельных господ жизнь сразу заиграет новыми красками. Не знаем, сам господин Широков решил блеснуть интеллектом, или кто другой подсказал накануне президентских выборов кидать в массы такие идейки, о том, что государство собирается отнять у людей единственное жильё.

В любом случае на фоне такого потока сознания почти здравой выглядит идея председателя комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова. Он предложил вернуться к старой идее и перевести управляющие компании с лицензирование на саморегулирование, с обязательным членством и особыми полномочиями регионов. По словам господина Пахомова, в таком случае может быть реализован принцип «один регион – одна СРО», чтобы не допустить конкуренции между организациями внутри одного субъекта. Рискнём предположить, что где-то на Сахалине при таких словах показывает кулак с большим палец кверху один небезызвестный руководитель саморегулируемой организации.

Идея не нова. Ещё в 2012 году в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «О саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами». Предметом разговора стал законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», который и предлагал создание таковых СРО.

Часть участников дискуссии высказалась за то, что членство должно быть добровольным. Например, к такому мнению склонялась тогдашняя председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Она обосновала свою позицию довольно странным образом:

Членство в саморегулируемой организации – это репутация управляющей организации. Это её добропорядочность, заявка на то, что она не вчера пришла на рынок. Именно поэтому крайне вредно вводить обязательные условия членства в СРО. Это приведёт к запрету на профессию.

А вот небезызвестная Елена Николаева, в те поры подвизавшаяся в качестве первого заместителя председателя того же думского комитета, решительно заявила, что СРО для ЖКХ должно быть обязательным:

Саморегулирование – это один из наиболее действенных механизмов контроля, который даёт возможность профессионалам рынка, а не чиновникам, определять основные правила игры. И это не запрет на профессию, а наоборот, чёткая идентификация и чёткие стандарты, которые позволяют сделать эту профессию достойной… Такие условия отбора позволяют отсеять фирмы-однодневки ещё на стадии вступления в СРО.

Впрочем, дальше разговоров дело не пошло. Минстрою России тогда эта тема была явно не интересна, а у лоббистов законопроекта не хватило ресурсов, чтобы добиться его продвижения. Нынешняя череда зимних аварий на котельных может стать неплохим поводом, чтобы вернуться к начатому. Тем более, что заинтересованных лиц полно – СРО для управляшек в добровольном режиме можно создавать, и они уже давно существуют, ожидая, когда режим с добровольного сменится на обязательный, и можно будет превратить нынешнее прозябание во вполне комфортный образ жизни.

Безусловно, начнут создавать новые СРО и уже действующие на рынке строительные саморегуляторы, у которых есть и персонал, и ресурсы, и опыт. Тем более, что с 2017 года «управляшкам», пожелавшим заниматься капремонтом, пришлось вступить в строительные СРО.

Правда, глядя на то, как работает система саморегулирования в строительной сфере, эффективность данной меры вызывает большие сомнения. Что точно последует – так это повышение коммунальной платы, поскольку понадобятся новые денежки на прокорм СРО и формирование компфондов. А вот что из комфондов можно будет получить какую-то компенсацию в случае коммунальных аварий – представляется маловероятным. Во всяком случае, если за основу будет взята та же модель, что у строителей.

Так не лучше ли для начала разобраться с тем, как работает уже действующая система, вместо того, чтобы громоздить всё новые и новые реформы? Коммуналка и без того повышается от года к году, бойко обгоняя инфляцию. Кстати, если уж говорить про аварии на теплосетях, то там вообще виновными являются не управляющие компании, а ресурсоснабжающие организации, которые, вообще-то и так в большинстве случаев принадлежат либо муниципальным властям, либо крупному бизнесу. Может, пора бы уже и для них придумать какую-нибудь цифровизацию, чтобы отследить судьбу народных денежек, скрывающихся в бездонной чёрной дыре под названием ЖКХ?

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник