Металлурги vs строители. В поисках крайнего
На фоне эпической схватки топовых девелоперов с крупнейшими банками страны на второй план отошло старое противостояние с металлургами. А оно никуда не исчезло…
В марте прошлого года Министерство строительства и ЖКХ РФ обращалось в Федеральную антимонопольную службу России с требованием проверить рост цен на металл, указывая что сталь и арматура за месяц подорожали почти на 30%. После этого в апреле сообщалось о прекращении роста цен на металл и даже их незначительном снижении. Однако окрики на стальных магнатов действовали недолго, и во второй половине прошлого года главное строительное ведомство страны снова забило тревогу из-за резкого роста стоимости металлопроката. Как не столь давно заявлял министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин:
К сожалению, сегодня в центральном регионе мы опять находимся в красной зоне по стоимости металла, а это уже влияет на стоимость объектов.
С тех пор особых перемен не последовало. Швеллеры, двутавры и прочие уголки бодро дорожают от месяца к месяцу, вызывая головную боль и у сметчиков, которые вынуждены каким-то образом учитывать эти скачки в своих расчётах, и у топ-менеджеров строительных холдингов, которые и без всякого повышения стройматериалов уже слабо представляют, как ещё можно продать квадратные метры на первичном рынке.
В публичном пространстве снова началась пикировка магнатов строительных и сталепрокатных. Точку зрения строителей высказал президент НОСТРОЙ Антон Глушков, заявив, что для повышения цен на стройматериалы в 2024 году нет оснований. При том, что, по данным Национального объединения, строители постоянно получают уведомления от производителей и поставщиков о ближайшем повышении цен на продукцию, например, бетон, раствор, железобетонные изделия, металлопрокат.
Стальная продукция занимает особое место. За 2023 год произошёл рост выше стоимости инфляции по таким строительным ресурсам: сталь арматурная (+34%), сталь листовая (+24%), трубы стальные (+18%).
Экономика выходит малоприятная. Есть объекты, где стоимость металла вместе с переработкой доходит до 40%, причём таких объектов очень много. Например, физкультурно-оздоровительные комплексы, которые строят в сельских поселениях по всей России. Их возводят почти полностью из металла, и когда цена на него растёт на 57%, объект автоматически становится дороже почти на 7%. При том, что норма рентабельности у бюджетных объектов заложена 6% (напомним, что всё это цифры от главы НОСТРОЙ). В итоге получается, что только увеличение стоимости металла полностью съедает рентабельность подрядной организации. В этом случае речь идёт даже не о том, чтобы компания не получила убыток или не обанкротилась, а о том, чтобы она не обанкротилась до того момента, пока не завершит взятое на себя обязательство. А ведь не забывают накручивать цены и производители цемента, щебня, компаундов, электрооборудования, сантехники…
У металлургов на сложившееся положение дел, понятно, своя точка зрения. Её озвучил директор «Северстали» по взаимодействию с органами государственной власти, он же вице-президент Ассоциации «Русская сталь» Андрей Леонов. По его словам, цены на недвижимость формируются вне зависимости от стоимости металлопроката, их рост при этом заметно опережает темпы котировок стали:
Цены на сталь по своей природе достаточно волатильны и зависят от целого ряда рыночных факторов – цен на сырьё, затрат на логистику, баланса спроса и предложения на рынке. Никакой корреляции между ценами на металл и стоимостью жилья нет (что логично с учётом того, что себестоимость металлопроката в себестоимости недвижимости не превышает 6 процентов), и это год от года показывают статистические данные.
И добавил ещё цифр для размышления. Цена металла с 2021 года увеличилась от 6% до 16%, а при этом стоимость квадратного метра в Москве выросла на 29%, а в среднем по России на 48%. На более длинном горизонте – с 2019-го – наблюдается та же тенденция: цена недвижимости растёт в два раза быстрее, чем цена на металл. Поэтому все претензии к металлургам относительно роста цен на недвижимость некомпетентны.
А заодно господин Леонов ещё и пристыдил своих оппонентов, напомнив, что металлурги ответственно относятся к реализации важнейших государственных инфраструктурных и социальных строек, тесно сотрудничают с Минстроем России. При этом действует особое ценообразование на продукцию для нужд госстроек, что позволяет исключить ценовую волатильность для них.
В общем, всё по классике жанра – обе высокие стороны дружно кивают один на другого. Господа девелоперы заявляют, что вынуждены повышать ценники из-за хапуг-металлургов, а те отвечают, что цены повышают по объективным причинам, а вот хапуги-строители накручивают процент уже на порядок выше. Правда, конечным покупателям от этого выяснения отношений не легче.
Кстати, тем временем всё продолжаются судебные разбирательства между ФАС и тремя крупнейшими металлургическими компаниями страны. Ещё в феврале 2022 года антимонопольное ведомство признало, что ММК, НЛМК и «Северсталь» с января 2021 года нарушали антимонопольное законодательство, установив и поддерживая монопольно высокие цены на горячекатаный плоский прокат на внутреннем рынке. Поводом для расследования послужили, в частности, жалобы строительных организаций на резкий рост стоимости металлопроката. Арбитражный суд на днях принял сторону ФАС, признав, в том числе, законным штраф для «Северстали» на 8,7 миллиарда рублей. Дела остальных металлургов ещё будут рассматриваться.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ