Особые отходы санатория
Верховный Суд России разбирал спор регионального оператора с санаторием, который пользовался услугами третьей компании для вывоза отходов
АО «Куприт» является региональным оператором по сбору, транспортировке, обработке и утилизации твёрдых бытовых отходов на территории посёлка городского типа Нижнеивкино в Куменском районе Кировской области, где располагается ООО «Санаторий «Лесная Новь». Поэтому региональный оператор предоставил лечебному предприятию проект договора на вывоз ТКО. Который, однако, санаторий подписать отказался, как отказался и оплачивать услуги оператора.
Свои действия лечебное учреждение мотивировало тем, что в его деятельности образуются медицинские отходы класса «А». Поэтому санаторий заключил договор о вывозе мусора со специализированной компанией ООО «ВКБ-Сервис» и подписывать контракт с региональным оператором не обязан.
АО «Куприт» неоднократно обращалось к санаторию с претензиями об оплате своих услуг, однако результата эти обращения не принесли. Посчитав, что санаторий безосновательно уклоняется от подписания договора и оплаты услуг, акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к лечебному учреждению о взыскании 801.160 рублей 64 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по июнь 2021-го.
На основе материалов дела № А28-15943/2021 суд установил, что, несмотря на размещение АО «Куприт» предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в газете «Кировская правда» и на интернет-сайте общества в декабре 2018 года, санаторий не направил региональному оператору соответствующие заявку и документы в течение 15-ти рабочих дней для заключения договора. Одновременно с этим в деле отсутствуют доказательства наличия у санатория собственности или на ином законном основании объекта для размещения отходов.
Поэтому суд посчитал, что, в силу Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с января 2019-го договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и санаторием считается заключённым на условиях типового договора, при этом объём вывозимых АО «Куприт» ТКО подлежит определению, исходя из нормативов накопления ТКО.
Суд отклонил довод санатория о том, что в его деятельности образуются опасные медицинские отходы. По мнению суда, образование у ответчика медицинских отходов класса А и наличие отношений с другим исполнителем сами по себе не свидетельствуют о том, что в рамках деятельности санатория не образуются твёрдые коммунальные отходы, не относящиеся к медицинским.
Из материалов дела и характера основного и дополнительных видов деятельности лечебного учреждения следует, что ООО «Санаторий «Лесная Новь» осуществляет не только медицинскую деятельность, но и иные виды деятельности, в том числе деятельность предприятий общественного питания, прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров, деятельность библиотек, танцплощадок и ряда других. Поэтому ТКО в деятельности санатория образуются неизбежно.
Суд также отметил, что, согласно территориальным схемам обращения с ТБО на территории Кировской области, утверждёнными распоряжениями Министерства охраны окружающей среды региона, санаторий отнесён к источникам образования твёрдых коммунальных отходов и не указан в числе источников образования медицинских отходов. Поэтому суд иск удовлетворил и взыскал с санатория в пользу АО «Куприт» 801.160 рублей 64 копейки.
Санаторий с вынесенным решением не согласился и оспорил его. Заявляя в апелляционной жалобе, что санаторий может в своей деятельности образовывать исключительно медицинские отходы различных классов, и для вывоза этих отходов предприятие заключило договор с ООО «ВКБ-Сервис».
Однако суд второй инстанции отверг этот довод, поскольку наличие между санаторием и ООО «ВКБ-Сервис» договорных отношений по вывозу медицинских отходов класса А не опровергает факт оказания АО «Куприт» услуг по обращению с ТКО в спорный период, поскольку ООО «ВКБ-Сервис» не обладает статусом регионального оператора в сфере обращения с ТКО. Поэтому жалобу апелляционная инстанция удовлетворять отказалась, оставив в силе ранее вынесенное решение.
Тогда санаторий подал кассационную жалобу, заявляя в ней, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Однако и кассационная инстанция не нашла оснований для удовлетворения жалобы.
В итоге санаторий обжаловал решение в Верховном Суде РФ. Высшая судебная инстанция установила, что при вынесении решений суды из буквального толкования норм Федерального закона № 89-ФЗ делали вывод, что транспортировка ТКО может осуществляться только региональным оператором. А заключение потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом направлено на обход закона и уклонение от оплаты стоимости соответствующих услуг.
Однако суды не учли, что в силу части 2 статьи 2 всё того же 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом № 323-ФЗ. По смыслу пункта 1 статьи 49 этого нормативного правого акта, медицинские отходы – это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления не только собственно медицинской, но и фармацевтической, генно-инженерной и иных смежных видов деятельности.
Рядом пунктов СанПиН 2.1.3684-21 установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса «А», в сравнении с ТКО по вопросам:
их сбора, хранения, размещения и транспортирования;
оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами;
дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров;
порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
Также ВС РФ отметил, что в СанПиН 2.1.3684-21 нет отсылок к нормам законодательства, регулирующего обращение с ТКО. Таким образом, действующие санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса «А» и с ТКО. Кроме этого, пункт 14 Правил обращения твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, содержит прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов.
Тем самым собственники медицинских отходов класса «А» не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов только с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги. Реализуя соответствующие правомочия, санаторий вправе был заключить в соответствии с требованиями норм действующего законодательства с третьими лицами договор по обращению с медицинскими отходами.
ВС РФ также подчеркнул, что суды не учли довод санатория о том, что сотрудники АО «Куприт» не могли попасть на территорию санатория для вывоза ТКО из-за пропускного режима. Между тем, оказанные в спорный период обществом «ВКБ-Сервис» услуги санаторием приняты и оплачены, что подтверждается представленными в материалы дела актами приёма-передачи оказанных услуг, счетами и платёжными документами.
В этих обстоятельствах Верховный Суд РФ отменил ранее принятые по делу решения, и отправил его материалы на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ