Отзывы застройщиков Петербурга: как они выбирают проектные компании
Петербургские девелоперы за последние десятилетия сформировали круг архитектурных фаворитов из числа проектных компаний. «Канонер» выяснял, как выбирают и за что ценят современных зодчих, а также попытался рассмотреть темную сторону связки «архитектор — застройщик».
Топ любимчиков местных девелоперов «Канонеру» перечислили в Knight Frank. В их числе называют архитектурное бюро «А.Лен», студию «Интерколумниум», бюро «Герасимов и партнеры», мастерскую «Студия-17». «При работе над проектом мы высоко ценим компетентность команды и стремимся снижать риски, поэтому для клиентов мы в первую очередь рекомендуем компании, имеющие необходимый сопоставимый опыт и качественные реализованные объекты», — рассказывает о критериях выбора руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев. Он уверен, что рынок охотно дает шанс и молодым проектировщикам: «Если архитектор не имеет широкой известности в городе, но имеет необходимый опыт — все возможно».
«Мы смотрим в первую очередь на совпадение наших с архитекторами взглядов. Для нас самое важное, чтобы архитекторы и проектировщики понимали и принимали нашу идеологию и принцип функционального проектирования, могли удовлетворить все наши требования как заказчика», — поделились в группе Legenda. Стоит отметить, что постоянным партнером компании на многих проектах является упомянутое выше архитектурное бюро Евгения Герасимова.
Жилой дом на Дальневосточном проспекте, 12, корпус 2, спроектированный Евгением Герасимовым для Legenda
А в Setl Group с «Канонером» поделились одним из самых, по мнению девелопера, удачных примеров сотрудничества с архитектурным бюро. Это проект Stockholm, который построили напротив Елагина острова на берегу Большой Невки в 2017 году. Корпуса в виде двух подков и набережную с декоративными кустами, дорожками и скамейками придумали в архитектурном бюро «Студия 44» Никиты Явейна.
«В силу особенностей места проектировщики предложили отказаться от традиционных для городской застройки прямоугольных, кубических форм и сделать проект гармоничным продолжением природного ландшафта. Так появились скругленные объемы и натуральные светло-песочные фасады с темно-коричневыми вставками. Корпуса-подковы позволили сделать каждую квартиру видовой», — вспоминают в Setl Group.
Жилой дом на Большой Невке, спроектированный «Студией-44» для Setl Group
В группе «ЛСР» работают с приглашенными специалистами, предпочитая проверенные мастерские с именем и опытом. «При выборе архитектора или целой мастерской для создания облика жилого дома застройщик, как правило, руководствуется репутацией, опытом и портфелем реализованных проектов. Если речь идет о масштабном проекте недвижимости, важно, чтобы специалисты мастерской смогли вписать объект в городскую среду, а также сумели отстоять свое архитектурное видение перед градостроительным советом», — поведала «Канонеру» руководитель архитектурно-дизайнерской группы ЛСР Оксана Андросова.
Она считает, что профессиональный уровень российских архитекторов «сильно вырос», благодаря чему жилые проекты Петербурга отвечают международным стандартам и современным архитектурным тенденциям. «Строительство безликих домов из бетона и стекла, похожих на офисные здания, ушло в прошлое», — считает госпожа Андросова.
У группы RBI есть свой пул архитекторов. «Они умеют работать с классикой, с уважением относятся к исторической застройке, отдают дань мастерам прошлого», — комментирует директор по маркетингу RBI Михаил Гущин. Хотя критерием выбора является опыт и реализованные проекты, в компании готовы работать и с молодыми архитекторами. «Если видим, что его идеи созвучны концепции будущего жилого комплекса, не сомневаясь, предложим ему поработать над нашим проектом», — пояснил «Канонеру» господин Гущин. А вот готовить рабочую документацию в компании доверяют уже собственной проектной компании Development Systems (с недавнего времени вошла в структуру холдинга).
Дом на 2-й Советской улице, 4б, спроектированный фирмой «Ретро» для RBI
Опрошенные «Канонером» девелоперы пока не готовы давать свободу архитектурным фантазиям проектировщиков. «У любой творческой свободы в бизнесе, хочешь не хочешь, есть довольно много ограничений, в первую очередь экономических. Мы всячески приветствуем свободу в выборе фасадных решений, дизайна. Но такие вопросы, как проектирование квартирографии, технические и конструктивные решения, проектирование благоустройства и еще ряд других, решаются только на основании подробных технических заданий от девелопера. В конце концов, именно на девелопере лежит ответственность за востребованность продукта на рынке», — говорят в группе Legenda. Впрочем, считают девелоперы, творческий подход необходим, когда требуется решить сложную нетиповую задачу: «Таковых при разработке проектов „Легенды“ бывает довольно много».
Оксана Андросова отмечает, что простора для творчества архитектора больше в проектах высокого класса, где больше инвестиций и материалы дороже. Впрочем, считает она, «самые разнообразные решения можно реализовать и в недорогом проекте недвижимости».
«Вопросы архитектуры и мастер-планирования всегда остаются непосредственно за архитектором. Надеюсь, что мы относимся к тем заказчикам, которые дают специалисту возможность самостоятельно решить поставленную задачу, и не стремимся “водить рукой мастера”», — резюмирует опыт RBI Михаил Гущин.
Жилой дом на 10-й Красноармейской улице, спроектированный «Проектной культурой» для RBI
Представители девелоперских компаний, если даже имеют проблемы с архитектурными бюро, предпочитают не делиться негативным опытом. Из опрошенных девелоперов только в Knight Frank припомнили случаи замены проектировщика. Как правило, причиной были разногласия в стоимости этапов проекта, смена собственника или кардинальные изменения в концепции. «Хотя это случалось редко и подобная практика в целом не является оптимальной для проектирования», — рассказал Игорь Кокорев. О том, что это были за проекты, он не сказал.
В Legenda подобных замен, по информации самих девелоперов, не происходило. «Чтобы таких эксцессов не случалось, штатные архитекторы компании сопровождают и участвуют в проектировании на всех стадиях, дорабатывая множество рабочих деталей», — поделились в компании.
По информации «Канонера», проблемы проектирования чаще всего бросаются в глаза, когда речь идет о строительстве зданий по заказу Смольного. Так, среди примеров можно вспомнить школу на 825 детей на Муринской дороге. Проект двух-трехэтажного здания разработало ООО «Сотэкс», входящее в группу «Балтрос». Качество проектной документации оказалось таким, что потребовалось ее корректировать. В итоге школу сдали в июле.
Жилой комплекс на набережной Черной речки, 3, спроектированный «Интерколумниумом» для ЛСР
Похожая история произошла с детским садом на 170 мест (совмещенным со школой на 300 детей). Он должен был появиться на Туристской улице, 28, в 2012 году. Проект трехэтажного здания разработало ООО «Институт современных строительных технологий». Когда объект покидал подрядчик ООО «Славстройинвест-реконструкция», то в объяснительной записке утверждал, что проект «морально устарел», оборудования для него не достать, а еще было непонятно, куда делись важные разделы технической документации и смет.
Ровно по той же причине с 2015 года не могли сдать садик на 160 детей во дворах на Морской набережной. Трехэтажную прямоугольную коробку спроектировали в ООО «Строй-ресурс» (входила в O2 Group). Когда приступили к стройке, оказалось, что проект нужно полностью переделывать: строители жаловались, что «жизнь» объекта пришлось поддерживать собственным дизель-генератором. По информации издания, садик пока не сдан.
«Понимаете, по подобным документам просто невозможно ничего построить. В бумагах нарисованы какие-то скворечники, которые надо корректировать. Иногда ужас берет, что там нарисовано. Самое страшное, что такая некачественная проектная документация уже прошла госэкспертизу. Как — загадка. Поэтому мы решили выйти из госпроекта без потерь, иначе сами бы потеряли немало денег из-за проволочек и переделок», — поделился с «Канонером» один из бывших подрядчиков фонда комитета по строительству. Во второй компании изданию сказали, что уход строителей из-за ошибок проектирования — «нормальная практика».
Архитектурный критик Мария Элькина в беседе с «Канонером» пояснила, с чем связаны существующие проблемы с проектировщиками. Культуру выбора проектных организаций она считает «очень низкой» из-за специфических строительных норм и высокого уровня коррупции при согласовании архитектурных проектов.
Жилой дом на улице Адмирала Трибуца, 10, спроектированный «Студией-17» для «Балтийской жемчужины»
«Наш заказчик плохо знаком с критериями, по которым действительно нужно выбирать архитектора, который может не только сделать проект красивым и заметным, но улучшить коммерческие показатели. Пока ситуация плачевна: выбирая внешнюю проектную организацию, застройщик выбирает того архитектора, который обещает побыстрее согласовать проект во всех инстанциях. Увы, это единственный критерий», — сетует госпожа Элькина.
Второй глубокой проблемой собеседница считает закон о госзакупках, а под него попадает около 80% строительного бизнеса в России. «Вообще сам выбор архитектора на тендере и отсутствие закона об авторском надзоре — катастрофа для Петербурга. Это наносит больший вред городу, чем коррумпированные чиновники и жадные застройщики», — уверена Мария Элькина. Она считает, что ситуацию можно исправить, наняв иностранного архитектора, который будет работать в связке с местными проектировщиками, знакомыми с местными процессами согласований.
Стоит отметить, зарубежные архитекторы охотно выходят в Петербург. Среди них можно вспомнить американское Work Architectural Company, голландское KCAP Architects & Planners, испанского архитектора Рикардо Боффила, британскую мастерскую Grimshaw & Partners Ltd. и других.
По этой ссылке вы найдете список известных петербургских проектных компаний и сможете отправить один запрос сразу во все.