«Канонер» собрал улицы Петербурга, проходящие через арки и дома 

С XVIII века над улицами Петербурга перебрасывали переходы для соединения зданий. В российское время примеров не так много, один из самых известных — торговый центр над проспектом Испытателей. «Канонер» составил список таких переходов, а заодно попросил экспертов оценить, какова вероятность появления новых объектов над улицами.

Переходы над улицами прежде всего строились с целью соединить две площадки одной организации, расположенные на обеих сторонах. В советское время появляются иные примеры, когда дом строят прямо поперек дороги, а ее саму пропускают через арку. Часто так делалось, когда историческая улично-дорожная сеть не позволяла размещать длинные советские коробки, но при этом было желание сохранить проезжую часть.

В российское время реализовали единственный в городе пример торгового моста — «Миллер-центр» над проспектом Испытателей. Произошло это в 2008 году по заказу ООО «Ларсон П.М.». Внутри за панорамным остеклением сделали ресторан с видами на автомобильный и пешеходный трафик.

Мог получиться пример над перекрестком улицы Коллонтай, проспектов Пятилеток и Российского. Архитектуру 300-метрового торгового центра Icebridge, вытянутого над дорогой, делало ООО «Интерколумниум» Евгения Подгорнова. В комитете по градостроительству и архитектуре утверждали, что «юридических документов, запрещающих строительство над проезжими частями улицы или ограничивающих возможность сооружения подобных объектов, нет». Однако до реализации дело не дошло: у инвестора ООО «Донк», входящего в группу «Единые решения», начались финансовые проблемы.

Еще один зависший проект — 120-метровый переход над Заусадебной улицей и Сестрорецкой железной дорогой. Он должен соединить фондохранилище Эрмитажа с новым зданием на Школьной улице, 39, также необходимым главному музею города. Проект выполнил голландец Рем Колхас (адаптатором является ОАО «Трансмашпроект»).

Перед тем как представить подборку улиц, накрытых арками и зданиями, «Канонер» расспросил участников рынка, насколько вероятно появление новых аналогичных проектов в Петербурге.

Евгений Богданов, основатель проектного бюро Rumpu:

— Такие переходы я по большей части наблюдаю за границей, над автомобильными трассами в Италии, Германии. Как правило, в них устроены рестораны. В целом это удобно, потому что вы не занимаете участки земли вдоль магистрали и пользоваться этим рестораном могут автомобилисты сразу с обеих сторон движения. На мой взгляд, это действительно разумно.

Если говорить про размещение таких переходов в городе, то я не понимаю, зачем и кому это может быть нужно. Хорошо, на проспекте Испытателей применено такое архитектурное решение. Но я не вижу в нем великого смысла. На мой взгляд, единственное обоснование для такого решения — нехватка места или же необходимость сэкономить пространство, как в случае с ресторанами над автомагистралями. Во всех остальных случаях это дорого и, на мой взгляд, нецелесообразно.

Надежда Калашникова, директор по развитию группы «Л1»:

— Проект торгового моста можно рассмотреть как часть более крупного комплекса, например торгового или даже жилого. Если этот переход вписывается в проект, окружающую архитектуру, в целом как-то функционально оправдан, тогда он может стать настоящей изюминкой комплекса.

Андрей Кошкин, председатель совета директоров группы «Ярд»:

— Сама идея крытых галерей, соединяющих несколько отдельных зданий или корпусов одного комплекса, не только достаточно привлекательна с точки зрения архитектуры, но и весьма популярна у коммерции. Такого рода переходы востребованы при высотном строительстве: они обеспечивают быстрый переход из одного здания в другое без необходимости спускаться с условного 50-го на 1-й этаж и подниматься в соседнем здании снова на 50-й. При этом есть много способов добавить в такого рода подвесные строения полезные функции: они могут служить галереей для фудкорта или сувенирной торговли, местом художественных выставок или смотровых площадок, наконец, это просто удобный способ перемещения людей, позволяющий им укрыться от плохой погоды.

Один из недавних примеров — переход из здания новой сцены Мариинского театра в старое здание. Крытая галерея проходит над Крюковым каналом и соединяет оба здания. Без нее артистам и персоналу театра приходилось бы делать достаточно большой крюк через мост и при каждом выходе на улицу одеваться-раздеваться; сейчас перейти из одного здания в другое можно за минуту. Конечно, есть вопросы к эстетике этой подвесной галереи, что не умаляет ее функциональных достоинств.

Владислав Николаев, региональный директор департамента стратегического консалтинга «Colliers International Россия»:

— Такие решения целесообразны в проектах торговых центров в том случае, если переход сам по себе является полноценной частью объекта. Например, на первых этажах могут располагаться магазины с товарами импульсного спроса, а критическая масса торговых площадей — на уровне перехода. Реализация торговой галереи-перехода также может быть оправдана в том случае, если прогнозируется высокий трафик по этому переходу — как минимум 10 тыс. человек в день. Если же в ТЦ недостаточный объем торговых площадей (менее 20 тыс. кв. метров) или низкий трафик, такое решение вряд ли будет экономически оправдано.

Еще один вариант — когда переход обеспечивает связь между очередями проекта, повышая их эффективность, и не имеет коммерческой функции, как в случае с ТЦ «Мега Белая Дача» в Москве.

Также переходы могут являться самостоятельными девелоперскими проектами. У загруженных станций метро может не оказаться достаточного по площади участка для строительства крупного ТЦ, поэтому можно рассмотреть возможность поднять проект над землей. В качестве такого примера можно привести проект Icebridge у станции метро «Проспект Большевиков», который так и не был реализован. Ключевым недостатком подобных проектов являются более низкие ставки аренды в связи с более низкой проходимостью при высокой себестоимости строительства. Чтобы такой проект был успешен, место должно быть выдающимся. Во многих странах Азии, где высотное строительство развито в силу дефицита земли под застройку, проекты-галереи не редкость.

Набережная Зимней канавки

Переход с двумя арками — над Зимней канавкой и над ее набережной — соединяет Старый Эрмитаж (Дворцовая набережная, 34) и Эрмитажный театр (32). Его навел в 1770-х годах архитектор Юрий Фельтен, одновременно с обоими зданиями. Фельтен также выступал проектировщиком самого Старого Эрмитажа. В помещениях над аркой было устроено фойе театра.

Набережная канала Грибоедова

В 1811 году был возведен Казанский собор по проекту Андрея Воронихина. Восточный портал колоннады служит аркой над правобережной набережной канала Грибоедова.

Большая Морская улица

Арка Главного штаба на самом деле состоит из двух арок, расположенных последовательно: первая фиксирует окружность Дворцовой площади, вторая нависает над изгибом улицы. Построил ее в 1829 году Карл Росси.

Галерная улица

Здание Сената и Синода на Сенатской площади, 1–3, — одна из визитных карточек Петербурга. Оно было построено в 1836 году по проекту Карла Росси, а его арка нависла над Галерной улицей. В ней устроен переход между Сенатом и Синодом, однако сейчас он надежно охраняется Федеральной службой охраны, и попасть туда почти невозможно.

Улица Ломоносова

Над улицей Ломоносова переброшен переход между корпусами здания Министерства народного просвещения (улица Зодчего Росси, 1–3), построенного в 1839 году по проекту Карла Росси. Он представляет собой две арки: под одной машины едут в одну сторону, под другой — в противоположную. Помещение над арками — Белый зал — используется как конференц-зал.

Державинский переулок

Дом 116 по набережной реки Фонтанки, который визуально замыкает Державинский переулок, был построен в 1849 году по проекту Гарольда Боссе. Проезжая часть проходит через обычную одноэтажную арку, а потому внешне создается впечатление, что это просто въезд во двор.

Почтамтская улица

Переходная галерея была построена в 1859 году по проекту архитектора Альберта Кавоса. Она соединила Главпочтамт (Почтамтская улица, 9) с реконструированным для почтового ведомства домом Ягужинского (14).

Кожевенная линия, у дома 27

Деревянный переход соединяет два здания Торгового дома Брусницыных — фабрику (30) и флигель (27, корпус 1). Оба были построены в 1871 году по проекту Александра Гешвенда. Вероятно, создание перехода относится к тому же времени.

Черноморский переулок

В 1880-х годах были построены два здания для великого князя Михаила Михайловича — его дворец (Адмиралтейская набережная, 8) и служебный дом (Черноморский переулок, 4). Между ними по проекту архитектора Максимилиана Месмахера сделали переход.

Мариинский проезд

К Кавалергардской улице Мариинский проезд выходит через двухэтажную арку дома 12 по Кавалергардской. Сам дом был построен в 1905 году по проекту архитектора Александра Красовского.

Керченский переулок

Арка над Керченским переулком соединяет дома на Адмиралтейской набережной, 10 и 12–14. Переход между ними был построен в 1912 году, поскольку к тому моменту в обоих зданиях расположились кредитные учреждения — общество поземельного взаимного кредита, Дворянский и Крестьянский поземельные банки. Тогда же дома 12 и 14 были архитектурно объединены. Авторы проекта — гражданский инженер Константин Тарасов и архитектор Александр Друкер.

Полтавский проезд

Стилизованная крепостная стена обрамляет площадь на перекрестке Миргородской и Полтавской улиц возле Феодоровского собора. Ее вместе с самим собором в 1914 году возвел Степан Кричинский. Под аркой стены проходит Полтавский проезд.

Улица Всеволода Вишневского

На Малый проспект Петроградской стороны улицы Всеволода Вишневского выходит через двухэтажную арку жилого дома специалистов Свирьстроя. Он был построен в 1938 году по проекту архитектора Игоря Явейна, отца руководителя ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна.

Офицерский переулок

Трехэтажная арка жилого дома на Ждановской набережной, 11, пропускает через свою трехэтажную арку Офицерский переулок. Возвел его в стилинской архитектуре Валериан Кирхоглани. Стройка закончилась в 1955 году.

Кубанская улица

От Костромского проспекта на восток Кубанская улица идет через двухэтажную арку дома 7 по Костромскому, построенного в 1957 году.

Красногвардейский переулок

Красногвардейский переулок при выезде на Кантемировскую улицу скрыли в арке в 1963 году. Тогда было построено четырехэтажное административное здание проектного института № 5.

Мичуринская улица

Восьмиэтажный жилой дом на Петровской набережной, 4, был построен в 1966 году. Мичуринскую улицу решили пропустить через его арку. Спроектировали здание Виктор Белов и Анна Лейман.

Весельная улица

В 1966 году появился жилой дом на Среднегаванском проспекте, 9. Он навис над Весельной улицей, которая теперь идет через его арку.

Абросимова улица

Тупиковая Абросимова улица после глобальной реконструкции Большой Охты превратилась в тупик, начинавшийся из-под арки построенного в 1979 году жилого дома (Большеохтинский проспект, 15, корпус 1). В 2006–2007 годах всю застройку улицы снесли ради нового жилого комплекса от ЗАО «ИВИ-93». В 2010 году название Абросимова официально упразднили.

2-я Комсомольская улица

2-я Комсомольская улица проходит через арку с 1984 года. Тогда был построен девятиэтажный жилой дом на проспекте Ветеранов, 160.

Кожевенная линия, у дома 33

В 1984 году был построен главный корпус Василеостровской ТЭЦ на Кожевенной линии, 33. Вероятно, к этому времени относится создание перехода над Кожевенной, тянущегося к дому 34.

Улица Швецова

Двухэтажный корпус на углу Еленинского переулка и улицы Швецова (входит в состав дома 41, литера А, по улице Швецова) был построен в 1985 году. К тому же времени относится и переход, связывающий с домом 38 по улице Швецова. Оба здания ранее были промышленными.

Лисичанская улица

В 1985 году был построен новый корпус завода «Прогресс» (набережная Черной речки, 41, литера С) на углу улиц Графова и Лисичанской, включивший переход над Лисичанской.

Старцева улица

Старинную Старцеву улицу заковали в арку в 1987 году, когда над ней построили 11-этажный жилой дом (проспект Непокоренных, 16, корпус 1).

6–7-я линии Васильевского острова

В 1988 году для нужд производственного объединения имени Козицкого был построен девятиэтажный корпус на 7-й линии Васильевского острова, 84. С основной площадкой на другой стороне улицы его соединили переходом той же архитектуры на уровне третьего этажа. При этом к фасаду исторического краснокирпичного здания сооружение подсоединили небрежно.

Боцманская улица

Жилой дом на Морской набережной, 15, имеет арку, через которую пропускает Боцманскую улицу. Сам он был построен в 1988 году.

Банковский переулок

Предположительно в 1980-х годах галереей, стоящей на трех арках, соединили два общежития Ленинградского финансово-экономического института (ныне Санкт-Петербургский экономический университет), а именно дома 30–32, литера Б, и 34 по набережной канала Грибоедова.

Улица Руднева

В конце 1980-х начали возводить комплекс зданий Государственного института для усовершенствования врачей — на проспекте Просвещения, 43, и на улице Руднева, 15. Между ними сделали переход над улицей Руднева. Однако в 1993 году стройка стала, а затем основную площадку снесли, и теперь там возведен жилой комплекс (застройщиком было ООО «ЛП», входящее в группу «Л1»). Оставшийся корпус ГИДУВа (позднее ставшего Медицинской академией последипломного образования, а ныне включенного в состав Медицинского университета имени Мечникова) тоже планируется снести ради жилья. Не исключено, что если «Л1» решится застроить и этот участок, то между этими зданиями восстановят переход — например, с видовым рестораном.

Дерптский переулок

В 1992 году завершилось строительство двух новых зданий для нужд Гознака — вдоль набережной Фонтанки по обе стороны от Дерптского переулка. Над переулком тогда же сделали переход. В восточном корпусе расположился лабораторный корпус, включивший фасад сохраненной весовой конца XIX века, а в западном —
водоочистительная станция (Дерптский переулок, 1/146). Проект обоих зданий делало АО «Гипробум».

Гранитная улица

В 2003 году был построен Ладожский вокзал на Заневском проспекте, 73. В рамках проекта — для удобного подъезда общественного транспорта — проложили новый участок Гранитной улицы. Сам вокзал в соответствии с проектом ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна устроен над этой улицей и над железнодорожными путями и представляет собой, по утверждению «Студии 44», единственный в мировой практике пример вокзала-моста.

6-й Верхний переулок

В 2003 году ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“» построило новое здание предприятия в 6-м Верхнем переулке, 4. Поскольку оно находится на противоположной стороне основной площадки (дом 3), между ними навели два остекленных перехода. По одному из них проходит пивопровод.

Оренбургская улица

Когда в 1986 году построили жилой дом на Финляндском проспекте, 1, известный как «синяк», две улицы превратились в тупики — Астраханская и Саратовская. С проспектом они теперь соединены только пешеходными арками. Еще одна улица, Оренбургская, продолжала выходить к Финляндскому. Но в 2005 году на Оренбургской, 2, возвели жилой дом. Этим по проекту ООО «Архитектурная мастерская Т. П. Садовского» занимался застройщик ЗАО «ИСК „Источник-строй“». И теперь Оренбургская улица проходит через арку дома.

Проспект Испытателей

В 2008 году над проспектом Испытателей навис «надземный пешеходный переход, совмещенный с многофункциональным зданием», — «Миллер-центр» (проспект Испытателей, 37). Застройщиком было ООО «Ларсон П.М.», проектировщиком — ООО «Архитектурная мастерская В. В. Арсеньева». Это единственный в Петербурге пример торгового центра, расположенного над дорогой.

Набережная Крюкова канала

Стеклянная галерея на вантах была возведена вместе со второй сценой Мариинского театра в 2013 году. Она соединила новое здание (улица Декабристов, 34) со старым (Театральная площадь, 1). Проектирование по заказу Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации выполнило ОАО «КБ высотных и подземных сооружений». В стене старого здания устроили небольшую дверцу, а поверхности галереи театр использует для рекламы.

Источник