Вопрос с техзаказчиком надо разрулить!
Настойчивые инициативы главы Ассоциации «Сахалинстрой» получили положительное решение губернских властей
Тюменский опыт, где муниципальные проекты капитального строительства реализует областная дирекция по строительству, планирует рассмотреть на практике в январе 2025 года команда проектного офиса по вопросам строительства при Правительстве Сахалинской области. Настойчивые инициативы генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского по вопросам организации эффективной работы службы Единого технического заказчика в сфере строительства получили положительное решение в кабинетах региональной власти.
Несколько дней назад, а именно 18 декабря состоялось крайнее в текущем году заседание рабочей группы по вопросам строительства под председательством Сергея Олонцева, который является заместителем председателя Правительства Сахалинской области. По инициативе Ассоциации «Сахалинстрой» два вопроса в повестке были посвящены исполнению функций технического заказчика.
Первый заместитель министра строительства региона Николай Давыдов проинформировал, как организовано взаимодействие между всеми участниками при реализации проектов капитального строительства в части предоставления информации о реализации строительства объектов АИП (адресная инвестиционная программа) в информационной системе управления проектами (ИСУП).
Сформирован список лиц от областных заказчиков и муниципалитетов, которые будут задействованы в исполнении функций по внесении сведений в ИСУП. В настоящее время более 150-ти специалистов уже имеют доступ в ИСУП. В систему внесено 150 объектов капитального строительства в Сахалинской области, завели карточки проектов, есть и отдельный блок – ведение исполнительной документации. Как прокомментировал господин Давыдов:
Мы пока будем вести две платформы – ПСС (платформа строительных сервисов) и ИСУП. Это не дублирование функций, исполнительную документацию в ПСС вносят подрядные организации, а заказчик контролирует. В ИСУП работу ведёт только заказчик, он вносит всю информацию по своему объекту, доступа у подрядчика в ИСУП сейчас нет.
Господин Олонцев поручил региональному Министерству строительства с января 2025 года на еженедельном совещании о ходе исполнения АИП предоставлять отчёт о внесении информации в ИСУП по каждому муниципальному (государственному) заказчику.
Вопрос об исполнении функции техзаказчика в муниципалитетах Сахалинской области, по мнению Ассоциации «Сахалинстрой», в настоящее время остаётся открытым и нерешённым на должном уровне.
Сегодня существует вынужденная и неэффективная практика, когда муниципалитеты заключают дополнительные с областной дирекцией строительства договоры «как бы» на выполнение дублирующей функции технического заказчика на реализацию муниципальных контрактов строительства объектов муниципальной собственности.
Ассоциация «Сахалинстрой» считает, что более эффективно инициировать и планировать реализацию муниципальных объектов совместными проектными офисами. То есть реализовать изыскания, проектирование и строительство силами областной дирекции за счёт областного бюджета, а потом через Министерство имущественных отношений области передавать эти объекты в муниципальную собственность для использования по предназначению. Так область добьётся реального сокращения сроков реализации проектов, повышения их качества и более эффективного расходования бюджетных средств.
Руководитель ОКУ «Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области» Игорь Крууз в существующей сейчас практике обозначил две проблемы:
Когда мы говорим о затратах, которые необходимо учесть в сводно-сметном расчёте на выполнение функций технического заказчика, то их не существует. Поэтому откуда будут брать деньги муниципалитеты для оплаты нам данной функции?
То, что касается конкурсных процедур. Регламенты, которые существуют, не позволяют дирекции участвовать в конкурсах на осуществление реальных функций технического заказчика. И говоря о вознаграждении, хочу отметить, что квалифицированные инженеры в дирекции получают намного меньше, чем специалисты в строительном бизнесе.
Сергей Олонцев согласился, что это системная проблема:
То, что затраты на выполнения функций технического заказчика отсутствуют в сводно-сметном расчёте муниципальных объектов – неправильно. Не все объекты у нас областного значения, где дирекция автоматически выполняет функции технического заказчика. В муниципальные объекты требуется грамотный технический заказчик. Понятно, что любая работа стоит денег. Это и труд людей, и командировочные затраты, и прочее, прочее.
Валерий Мозолевский тоже поддержал руководство областной «Дирекции по строительству» и напомнил о приказе Минстроя России № 297 в редакции от 15 января 2024 года, где прописаны правила определения величины средней заработной платы службы технического заказчика и количества специалистов, кроме специалистов строительного контроля и обслуживающего персонала.
При этом Валерий Павлович обратил внимание, что, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, в службе технического заказчика должно быть не менее чем по два специалиста – членов НРС по инженерным изысканиям, по проектированию и по организации строительства, чего нет сейчас ни в одном муниципалитете Сахалинской области. Господин Мозолевский высказал свою давнюю позицию:
Инженер технического заказчика получает меньше, нежели прораб на стройке или ГИП в проектной организации – этого нет нигде в мире! Надо выполнять нормативные документы, которые есть. Давайте поедем в Тюмень во второй половине января следующего года, изучим опыт, как областная дирекция по строительству строит все муниципальные объекты. Вопрос с техническим заказчиком надо наконец-то разрулить! Если дирекция будет начинать с инициации проекта, тогда она будет отвечать за этот проект!
Сергей Олонцев неожиданно для всех участников заседания резюмировал, что лучшая проверка теории – это практика:
Ставьте в план выезд в этот регион! Поехали – посмотрим практику в Тюменской области!
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ