Лифтовики хотят денег, а депутаты – СРО

Пока в Минстрое России ломают голову, где найти 400.000.000.000 рубликов на реконструкцию подъёмников, госдумцы пытаются протащить создание ещё одной отраслевой СРОЛифтовики хотят денег, а депутаты – СРО

Мы уже неоднократно рассказывали о непростой ситуации в лифтовом хозяйстве страны. И вот на прошлой неделе, и именно 13 ноября в Москве состоялась XVII Всероссийская конференция работников лифтового комплекса. В её работе приняли участие представители 102 организаций из 50-ти городов России, а также коллеги из Китайской Народной Республики. Специалисты думали-гадали, что нужно делать и каким путём выходить из ситуации.

А выход искать надо. Напомним, что недавно Министерству строительства и ЖКХ РФ пришлось принять непростое решение – продлить на пять лет срок эксплуатации лифтов, включённых в программы капитального ремонта до февраля 2030 года. Это ни много, ни мало, а порядка 575.000 лифтов по всей стране. Причина банальна – нет денег. На полное обновление нужно около 400.000.000.000 рублей, взять которые негде. На финансовый вопрос накладываются и другие, не менее острые – кадровые, технологические, производственные.

Техническая начинка лифтов значительно усложнилась: численно-программные модули интегрируются в шкаф лифтового управления, используются регенеративные приводы, модернизируется система управления светом и вентиляцией внутри лифтовой кабины. Всё это требует от специалистов не только фундаментальных знаний, но и умения работать с современным оборудованием и софтов.

То есть, речь идёт не о простых монтажниках, которых можно за пару месяцев подготовить на профильных курсах, а о квалифицированных специалистах, как минимум, разбирающихся в электронике. В России порядка 20-ти вузов готовят специалистов лифтовой отрасли, среди которых Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет.

Но что примечательно – специализации «Подъёмники и лифты», которая была с 1975 года, сегодня в стране просто не существует. Есть направления «наземный транспорт», «технологические средства» или «комплексы». В этом случае получается, что у студентов, которые обучаются по этой специальности, может вообще не быть предметов конкретно по лифтам.

Есть данные, что в 2023 году выпуск лифтовых специалистов из НИУ МГСУ составил 21 человек. Для сравнения – 10 лет назад эта цифра превышала 60 инженеров. Прекратили работу вечернее и заочное обучение по этой специальности, которые позволяли готовить инженеров из специалистов со средним техническим образованием. Министерство образования посчитало, что спроса нет, а значит, не стоит это направление и поддерживать.

Да и на очное отделение по смежным специальностям молодёжь идёт неохотно – мало желающих пять лет осваивать сложные технические дисциплины с перспективой потом работать за копейки. Куда лучше стать обласканным государством айтишником. Или, по примеру 90-х, – юристом, экономистом, менеджером. На эти направления конкурс до сих пор колоссален. А вот в лифтовое хозяйство в год приходит около 300 инженеров. На всю страну. При том, что потребности отрасли в разы выше.

Другой вопрос – сама техника. Согласно статистическим данным, предоставленным пресс-службой Щербинского лифтового завода, ежегодная потребность России в лифтах составляет от 45.000 до 60.000 единиц. При этом, как отмечается, российские предприятия по производству лифтов загружены не на полную мощность из-за нехватки финансирования капремонта.

Согласно данным Росстата, за январь-июль 2024 года в Российской Федерации произведено 15,3 тысячи лифтов. Показатель выпущенных подъёмников в июле 2024-го за аналогичный период 2023-го составляет 90,9%, в июле 2024-го к июлю 2023 года 98,8%. Выпуск лифтов в нашей стране в январе-июле 2024 года в процентах к аналогичному периоду 2023-го составил 104,5%. А приблизительный дефицит лифтовой промышленности составляет около 15.000 единиц.

Третий принципиальный момент – импорт. Наши западные непартнёры по окрику своих политиков быстренько свернули всё сотрудничество с Россией, даже теряя собственные доходы. Зато так называемые «друзья» успешно воспользовались ситуацией и бойко подняли ценники на недостающее оборудование и комплектующие. Иногда до 200-300% процентов наценки.

Доля «иномарок» в лифтовых шахтах страны велика. Из-за рубежа в этом году в Россию было импортировано 15.186 лифтов. Для сравнения, годом ранее поставки оценивались в 13.274 единицы. Таким образом, зафиксирован рост на 14,4%, о чём говорит статистика комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России, обнародованная в конце февраля 2024 года.

В целом мнение сообщества выразил заместитель председателя комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов:

В лифтовой отрасли нужно навести порядок. У нас в стране 5 заводов, которые могут выпускать 60 тысяч лифтов в год, но нет того, который производил бы всё лифтовое оборудование. Всё зависит от спроса и от себестоимости, сколько лифтов и каких нужно. Если это будет, то наши заводы смогут обеспечить полное изготовление лифтов. Для этого им нужна господдержка от Минпрома, поскольку с текущей ключевой ставкой заводам тяжело давать отсрочку в три-пять лет, которая требуется рынку.

При этом Сергей Владимирович рассказал, что нет смысла всем российским заводам выпускать, например, лебёдки или станции управления. Достаточно выбрать лидера по производству определённых комплектующих, к которому все остальные заводы выстроятся и будут поддерживать нужные объёмы по договорённой цене.

Координировать эту работу, по мнению господина Колунова, мог был некий госорган, который будет собирать всю информацию об отрасли. Хотя, непонятно, почему сейчас с этим не справляются специалисты Минстроя?! Также… наберите побольше воздуха в лёгкие! – в комитете Госдумы по строительству и ЖКХ уже разрабатывают законопроект по созданию отраслевой СРО в лифтовом хозяйстве. Мягко говоря, странная идея, поскольку лифтовые саморегулируемые организации в стране уже были, и некоторые из них работают по сию пору, хотя и на общих основаниях с остальными строительными союзами и ассоциациями.

Со своей стороны, можем посоветовать от редакции такое решение – нужно создать ещё один реестр компаний, имеющих отношение к производству и эксплуатации лифтов, причём, обязательно использовать при этом искусственный интеллект и цифровые технологии. Тогда дело точно пойдёт на лад.

А в остальном пожелание у лифтовиков одно и простое: государство, дай денежек! Потому что без субсидий или софинансирования выйти на необходимые объёмы при замене лифтового хозяйства не получится. Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева напомнила, что прямого софинансирования замены лифтов из государственного бюджета добиться пока не удалось – и в бюджет Российской Федерации на ближайшие годы такие расходы не заложены. Более того, Правительство РФ однозначно заявляет, что замена лифтов, как и в целом проведение капремонта МКД, – это исключительная ответственность регионов, а не федерального уровня. В итоге господдержка ограничилась тем, что регионам была списана часть федеральных бюджетных кредитов, в том числе эти средства должны пойти и на замену лифтов…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

Источник